Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 7 лишь со стороны формы, так как она отвлекается от всякого содержания. В свою очередь трансцендентальная аналитика, разработанная Кантом в его критических трудах, есть канон чистого рассудка , «так как лишь чистый рассудок способен дать истинные априорные синтетические знания» [3, с. 582]. В «Критике чистого разума» Кант устанавливает, что всякое синтетическое познание чистого разума в его спекулятивном применении совершенно невозможно, исходя из чего не может быть и никакого канона спекулятивного применения чистого разума. Это приводит Канта к крайне пессимистическому взгляду на роль и значение «чистой» философии (традиционной метафизики): «величайшая и, быть может, единственная польза всякой философии чистого разума только негативна: эта философия служит не органоном для расширения знания, а дисциплиной для определения его границ, и, вместо того чтобы открывать истину, у нее скромная заслуга: она предохраняет от заблуждений» [3, с. 581-582]. Но, полагает Кант, если вообще существует правильное применение чистого разума и соответствующий ему канон, то он должен касаться не спекулятивного, а практического применения разума. «Однако должен же где- нибудь существовать источник положительных знаний, принадлежащих к области чистого разума и, быть может, только по недоразумению порождающих ошибки, а на самом деле составляющих цель усилий разума. Действительно, чем же иным можно объяснить неистребимую жажду разума стать твердой ногой где-то за пределами опыта? Он предчувствует предметы, представляющие для него огромный интерес. Он вступает на путь чистой спекуляции, чтобы приблизиться к ним; однако они бегут от него. Надо предполагать, что на единственном пути, который еще остается для него, а именно на пути практического применения, он может надеяться на большее счастье» [3, с. 582]. Главной областью такого практического применения чистого разума, согласно Канту, является сфера нравственности. Кант ставит своей задачей показать: 1) что все нравственные понятия возникают a priori в разуме, 2) что подобно категориям чистой философии (метафизики) понятия и законы нравственности должны черпаться из чистого разума и излагаться во всей чистоте и что «что именно эта чистота их происхождения делает их достойными служить нам высшими практическими принципами» [6, c 183]. Для доказательства этих положений, определяющих достоверность нравственной метафизики, Кант пытается обосновать два главных «канонических» признака чистого разума применительно к нравственной философии: априорно-синтетический характер нравственных суждений (императивов) и всеобщую необходимость ее принципов, выступающих в виде моральных законов. Остановимся подробнее на этих положениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=