Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 69 но и состоянием организма. С точки зрения В. Н. Томалинцева, «человечество вплотную столкнулось с наиболее откровенными, изощренными формами бездуховности, такими как психология потребительства, наркомания, терроризм, все усиливающееся манипулирование общественным сознанием» [14, с. 73]. Мотивационно-поведенческая, эмоционально-волевая и когнитивная устойчивость обуславливают личностную значимость экстремального воздействия, обеспечивают готовность к выбору наиболее рациональной стратегии адаптации в этих условиях. Одну из основных трудностей при этом составляет выявление только нужной субъекту и релевантной в каждом конкретном случае информации, при этом три проблемы информационных потоков, а именно их большой объем, противоречивость и быстрая сменяемость, будут способствовать развитию специфической стрессовой реакции. Значение хронического информационного стресса для организма человека заключается в снижении адекватности восприятия входящей информации, снижении способности анализировать и систематизировать полученные знания, потеря навыка активного получения информации и, как следствие, выработка дезадаптивных психофизиологических паттернов. Несмотря на широкое распространение цифровых технологий и всеобщую доступность разного рода данных, пользователи в недостаточной мере владеют современными мерами управления риска цифровой трансформации и навыками индивидуальной информационной гигиены, что приводит к снижению качества жизни человека причем неиспользование существующих мер профилактики может быть связано с низким уровнем цифровой грамотности [15, с. 844]. Анализ эффективности индивидуальных мер цифровой гигиены студентов высших учебных заведений позволит предложить и теоретически обосновать рекомендации по первичной профилактике психосоциальной дезадаптации человека вследствие влияния негативных факторов медиасферы. Анализ современных трудов и научных наработок в области информационной гигиены и классифицирование изучаемых социальных феноменов, существующих подходов к систематизации различных аспектов изучения способности человека к адаптации в условиях текущей цифровой трансформации общества является ключевым моментом для разработки единого универсального подхода к исследуемой теме и стандартных методов определения эффективности профилактики. Выявление наиболее и наименее эффективных мер индивидуальной информационной гигиены и классификация их согласно универсальным базовым принципам минимизации влияния негативных факторов на индивидуальное здоровье человека может быть использовано для разработки групповых и индивидуальных рекомендаций по снижению уровня хронического информационного стресса у разных социальных групп, прежде всего у учащейся молодёжи. Концепция защиты временем, расстоянием и экранированием может быть в полной мере экстраполирована на весь спектр методов защиты, применяющихся в сфере индивидуальной информационной гигиены. Таким образом, всё многообразие данных методов может основываться на трех подходах: ограничение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=