Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 59 человеческое или гуманность, но что такое нечеловеческое, мы знаем слишком хорошо» [2, с. 201]. Выводы. В цифровом измерении наступает момент, когда привычная координатная сетка разрушается, и в одиночестве ее разрушения, в тревоге невозможности видеть субъект формирует свое отношение к метафоре (к анаморфозе, к любым «спасительным» деформациям) в ответ на (не)завуалированное реальное. «Господство человека над самим собой, учреждающее его самость, виртуально есть во всех случаях уничтожение того субъекта, во имя которого оно осуществляется» [15, с. 5]. Но в этом уничтожении, в пустоте референта субъект захватывает себя в момент исчезновения. Так анаморфоз перестает быть только лишь оптической иллюзией (изгоняется из области оптики на границы топологии), становится именем пространства, не регулируемого отношениями внутри/снаружи, пространства, сжатого пустотой Вещи и столкновением с Выбором. Возможно, мы ведем речь об избыточной остроте выбора; возможно, о наиболее назойливой, чем того требует честность самоинтерпретации. Однако, факт остается фактом – в мире цифрового измерения человека выбор становится более актуальным, нежели в мире, дающем (предлагающем) моменты самообмана и самоухода. Перефразируя М. Хайдеггера, полагавшего, что конец метафизики может длиться дольше самой метафизики [14] , мы могли бы сказать, что конец человека в его игре в прятки с самим собой может длиться дольше всех возможных игр. От новой игры уже нет спасения – нельзя закрыться рационалистической «ширмой» из разбора правил игры. Игра теперь играет самим Человеком, ставя нас лицом к лицу с выбором и не требуя объяснений выбора ( в выборе ). Объяснение выбора – это последний аргумент, за который хватается оправдывающийся. Цифровая онтология не нуждается в объяснении и не претендует на самообоснование (здесь стоит пояснить – настоятельное требование природы в своей интерпретации и породило человека, объясняющего как природу внешнюю, так и свою собственную), подобно тому, как ноосфера, в сущности, синонимичная представлению о цифровом пространстве, является основанием для самой же себя – все прозрачно и очевидно. И в этой очевидности/прозрачности последнее объяснение необходимо человеку перед самим собой. Литература 1. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности / общ. ред. В. П. Култыгина. М.: Серебряные нити, 2001. 416 с. 2. Адорно Т. В. Проблемы философии морали / пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Республика, 2000. 238 с. 3. Бофис Ж.-Б. Кинетическая мелодия аутизма // Лаканалия : [сетевой психоаналит. журнал]. 2016. #22. URL: http://www.lacan.ru/journals/22-2016- niti/zhan-batist-bofis-kineticheskaya-melodiya-autizma/ (дата обращения: 07.02.2024).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=