Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 53 себя я». Индивид должен оставаться внутри каждого, но как нечто порочное (осознаваемо-порочное), которое требует непрестанного наказания. Общество традиции – это общество самоистязания – и снова парадокс – не надындивидуальное, а предельно индивидуалистическое, где индивидуальность поддерживается для непрекращающихся нападок на нее. В общем смысле – это общество тотальное и тоталитарное, где Враг ищется (и находится) не за пределами общества (что и так очевидно – за пределами ойкумены живут хтонические твари), а всегда внутри – он там всегда есть, и задача традиционного общества – не дать ему расцвести внутри. Каждый член общества следит не только за собой, но и за другими, опасаясь личностного роста – процесса индивидуации, что укладывается в парадигму «авторитарного характера» (одной из основных черт, которого, согласно Т. Адорно, является сочетание желания подчиняться с желанием подчинять [1] ). Мы, в результате, хотим сказать, что ценности, представленные в традиционном обществе – это ценности иерархичные и достаточно прямолинейные, возникающие (находящие теоретизацию) в разломе между некогда привычным представлением о мире (о Земле как центре Вселенной и о людях, занимающих соответственно нарциссически-центральную позицию) и ощущением беспомощности перед неопределённостью, конечностью, перед опытом одиночества собственной пространственности, но все же ценности, намеками «приглашающие» выйти за предел, «овладеть «в себе», познать то, что существует независимо от того, есть мы или нас нет» [11] . Послы на полотне закрыты пышными масками серьезности происходящего, они стоят перед художником, призванным увековечить их вневременность; их застывшие позы, в разрезе их принадлежности к «высшим» общечеловеческим символам/ценностям прогресса и науки, богатства и достатка, утверждения в качестве утвердившихся (двойное умножение), еще раз и бесконечно отраженных в глазах зрителей – ценностная констатация. Нарциссический посыл (ответ/предложение) реципиентам – «посмотрите сначала на нас, а затем на друг друга так, как смотрим на вас мы». И здесь, от образа человека, скованного запретами, статичного в «пышности» примеренных на него ценностей, строго определённых и «прозрачных», мы переходим ко второму акту пьесы. Акт второй. Череп. Общество постмодерна: между длительностью и конечностью, между взглядом и глазом Уходя «через правый выход, единственный открытый», мы становимся свидетелями следующей картины: весь интерьер полотна «переваривает» круглый глаз смерти. Череп – это руина видимого, деконструированный смысл, обретающий себя только с того момента, когда, переместившись, наблюдатель определяет точку порядка божественного референта. Одна из его функций – привести в действие принцип пожирания, при котором пятно (анаморфоз) поглощает целое, создавая угрозу – угрозу расползания, растворения (распятия?) собственных границ, подобно растяжению черепа. По сути, вся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=