Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 50 младшего. Ю. Балтрушайтис (французский искусствовед) полагает, что полотно Гольбейна следует рассматривать как драматургию в двух актах: «Первый акт происходит, когда посетитель входит спереди, через главную дверь, и сталкивается с двумя лордами, которые появляются в задней части комнаты как в театре. Он поражен их внешним видом, пышностью и помпезностью, напряженной реальностью фигур. Лишь одно беспокоит его: странное тело у подножия фигур. Он подается вперед, чтобы рассмотреть все вблизи. Физический, материальный характер видения усиливается по мере его приближения, но объект остается все более неразборчивым. Сбитый с толку, посетитель уходит через правый выход, единственный открытый, и это второй акт. Войдя в следующую комнату, он поворачивает голову, чтобы в последний раз взглянуть на картину, и именно тогда он все понимает: визуальное сужение полностью стирает сцену, видимую спереди, и заставляет появиться скрытую фигуру. Вместо человеческого великолепия он видит череп. Персонажи и вся их научная атрибутика исчезают, а на их месте появляется знак конца. Пьеса окончена» [16] . Вслед за Гольбейном, запечатлевшим пьесу «вшитой» в живописное полотно, мы постараемся показать, что история ценностей с их метаморфозами (анаморфозами) также в чем-то схожа с драматургией. Акт первый. Послы. Общество традиции: между духовным тщеславием и космогоническим децентрированием Войдя «спереди, через главную дверь», мы видим фигуры послов, вписанные в двухуровневую композицию, разделяющую, на первый взгляд, небесное и земное с их характерными атрибутами (солнечные часы, глобус, карта звездного неба с одной стороны, лютня, книга, футляр для флейты – с другой). Рис. 1. «Послы» Ганс Гольбейн – младший (1533)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=