Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 49 Критика «обесценивания» ценностей, можно полагать, в различных формах наблюдалась во все эпохи. Но, будучи артикулированной в конце XIX века (Ф. Ницше), сделавшись явной в XX веке (П. Рикёр пишет: «Наша современность стала такой, какая она есть, удалившись от сакрального космоса» [20, p. 70]), вероятно, в XXI веке с распространением технологий и тотальностью виртуальных пространств абсолютизировалась. Стало общим местом современной отечественной аксиологической парадигмы отмечать кризис традиционных ценностей, требуя своеобразного этического экзорцизма. Цель же нашей работы, в свою очередь – попытка апологетики нового мира – миры цифры (мира виртуального), со всей очевидностью сулящего тревоги и трагедии, к которым мы, в очередной раз, не готовы; описание иного измерения современных ценностей в отрыве от констатаций их упадка/негативной трансформации. Высшие ценности – это, прежде всего, знак человечности (Человеческого в антропологическом смысле), обнаруживающий свою суверенность перед лицом институционального слова (любого дискурса), имеющего власть наделять сакральностью тот или иной объект (место, субъекта и т. д.) («Именно человек, и только человек, является мерой сакральности существ и вещей, поскольку он – агент их возможной сакрализации» [19] . В этом смысле современная аксиология предельно антропологична. Метафизическое пространство ценностей, продуцированное виртуальностью, это двойное зеркало (рекурсия зеркал), в котором каждый конструирует и конструируется по очереди в реляционной игре. В реальном мире (как внутри всего телесного) скрыт мир интенсивностей, аффектов и движений, субъект заперт в вечной раздирающей его двойственности, расщеплении (души и тела, мысли и движения), заморожен в идеологии скопического созерцания, в то время как потенциально иное, виртуальное измерение пространства (и иная экзистенция ценностей в нем), анаморфное, парейдолическое, способно путем игры, иллюзии и (возможно) трансгрессии избавить субъекта от такого замораживания, а ценностям придать их истинное воплощение, их настоящую длительность. В данной статье мы, анализируя картину «Послы» Ганса Гольбейна-младшего со знаменитым черепом в центре полотна, символизирующем постоянное присутствие, проглатывающее и выплевывающее направления пространства, постараемся представить топологию анаморфного виртуального измерения (присутствия) ценностей и смыслов. Итак, анаморфоз, мотив которого можно встретить в работах Ж. Лакана (семинар «Этика психоанализа», «Четыре основные понятия психоанализа») – это игра с перспективой, заключающаяся в деформации изображения вплоть до разрушения его репрезентативной силы, но таким образом, чтобы оно «выпрямилось», обрело осмысленность при взгляде с другой точки зрения. Эта игра, ловушка репрезентации, захватив субъекта, указывающая, на что смотреть, что узнавать и что идентифицировать. Наиболее известным примером анаморфоза считается как раз картина «Послы» Ганса Гольбейна

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=