Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 40 Кубисты в своем искусстве сосредоточились на формотворчестве, придумав некую схему расположения первоформ на плоскости. Формами стали пластические модели реальных предметов, которые приобрели независимое бытие и символическое значение. Один из ведущих художественных приемов кубизма заключается в разделении изображения на множественные плоскости и изменении реальной формы предметов с помощью сдвигов. Кубисты предпочитали тоновые свойства цвета, кристаллизованные структуры и комплексные нагромождения; создавали композиции, основанные на сочетаниях цветных и полупрозрачных ракурсов форм. По сути, предпринимались попытки расширить трехмерное пространство, и, хотя бы в искусстве, выйти за его пределы. Гийом Аполлинер, например, выдвинул идею об «атаке геометрии», в основе которой была теория о пространстве, которая предполагает создание художником некого четвертого измерения. В связи с этим он пишет: «художники, что совершенно естественно (хотя кто-то и скажет, что только благодаря интуиции), привлекли новые возможности пространственных измерений, что на языке современных студий стало называться четвертым измерением» [9, с. 21-28]. Василий Кандинский занимался теоретическими исследованиями в области взаимосвязи цвета и формы. Его работы стали фундаментом теории о влиянии цвета на эмоциональное восприятие и духовный опыт зрителя. Одно из ключевых исследований Кандинского в этом направлении – его книга «О духовном в искусстве» [4]. В этой работе Кандинский представил свое видение искусства как средства передачи духовных и эмоциональных идей. Он говорит, что цвет и форма имеют внутренние звуковые и духовные ассоциации, а художник должен использовать их, чтобы вызвать соответствующие эмоции у зрителя. Кандинский предложил рассматривать цвета и формы как духовные или музыкальные элементы искусства. По его мнению, разные цвета и формы могут вызывать у зрителя различные духовные состояния и воспоминания. Например, он утверждал, что желтый цвет может вызвать ощущение радости, а синий – спокойствия. Кроме того, различные геометрические формы, такие как круги, треугольники и квадраты, для Кандинского обладали своими уникальными духовными значениями. Исследования Кандинского в области цвета и формы в искусстве внесли вклад в развитие кубизма, абстракционизма и абстрактного искусства в целом. Его работы и теории оказали влияние на художников и теоретиков искусства, практиковавших абстрактные направления и экспериментировавших с визуальными и духовными аспектами искусства. Казимир Малевич также внес свой вклад в изучение взаимосвязи цвета и формы. Он был ключевой фигурой в развитии супрематизма – художественного направления, основанного на геометрических формах и абстрактном искусстве. Малевич в своих трудах поднимал вопросы о сущности искусства, цветовом воздействии и символизме цвета [7]. В течение своей карьеры художник создал ряд произведений, представляющих собой абстрактные композиции, включающие в себя простые геометрические формы, такие как квадраты и круги. Знаменитой стала его серия работ, включающая в себя и «Черный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=