Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 38 цветов, именно так происходит генезис психофизической реальности цвета и цветовых аспектов. Исследователь пишет: «Сам цвет и цветовой эффект совпадают только в том случае, если соблюдена гармония полутонов. В противном случае цвет сразу же приобретает несколько иное качество» [10, с. 69]. Одним из пионеров исследования цвета в художественном аспекте был швейцарский художник, педагог и теоретик Иоханнес Иттен, который рассуждал на тему того, есть ли общие закономерности визуального искусства, или цветовую гармонию определяет для себя конкретный человек. В итоге, он пришел к следующему выводу: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» не способны создавать нечто высококлассное с точки зрения владения цветом, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний» [3, с. 9]. Наиболее признанной теорией цвета и в современности является его, так называемый, семиступенчатый круг. Согласно этой концепции, выделяются три первичных цвета: желтый, синий и красный, затем следуют вторичные цвета, имеющие в своем составе сочетание первичных цветов, потом по такой же логике идут третичные цвета, и далее, по нарастающей. То есть, все цвета спектра можно получить путем их смешивания друг с другом. Понятие «насыщенность цвета» предполагает создание определенного оттенка с помощью добавления к нему белого, черного или серого цветов, в противном случае сложные цветовые сочетания не могут возникнуть. Изменение оттенка или насыщенности цвета ведет к формированию у человека разнообразных ощущений. Это происходит в результате того, что цвет обладает таким же объемом информации, как, например, масса или форма. Имеющиеся цветовые сочетания могут привлекать внимание к изображаемому предмету, либо вызывать отторжение. Человек способен чувствовать разные эмоции, воспринимая разные цвета, которые, в свою очередь, дают первое впечатление об объекте или предмете. Традиционно принято разделять цвета на теплые и холодные. Кроме того, цветовые сочетания могут быть гармоничными и негармоничными: то есть, вызывать чувство гармонии или, наоборот, отторжения. Так, контрастные сочетания обладают так называемым зрительным эффектом: например, белая фигура на черном фоне покажется нам больше, чем идентичная черная фигура на белом фоне, поскольку белый цвет зрительно увеличивает размеры предмета, а черный, наоборот, уменьшает. Или, если расположить серый объект на белом фоне, то он будет зрительно темным, но серый предмет на черном фоне будет казаться светлым. Но как взаимодействуют цвет и форма предмета в рамках искусства, дизайна, рекламы? Когда речь заходит о цветоформе, обычно подразумевается, что цвет и форма используются вместе с целью достижения определенных визуальных эффектов. Это может включать в себя создание гармонии, контраста, выделение определенных элементов, передачу настроения или эмоций. Исследователь Х. Цай полагает, что после изучения функционирования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=