Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 37 promotes consumer values such as thirst for consumption, adherence to platitudes, and following fashion mainstream. Keywords: cubism, color form phenomenon, first forms, the fourth dimension, non- Euclidean geometry, advertising, graphic design, consumer society, values. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-1-36-46 Актуальность исследования . В современности цвет находится в центре внимания таких практических отраслей культуры как, например, полиграфия, дизайн, реклама и др. В сегодняшней науке выделяют следующие «новые аспекты теории и практики цвета: цветогигиена, цветотерапия, стандартизация и нормирование цвета, цветовая композицию, семиотика и эстетика цвета» [11, с. 373]. Все вышесказанное позволяет говорить о междисциплинарном характере исследования использования цвета и формирования цветовых сочетаний. В создании рекламы и графического дизайна сегодня широко используются средства и методы создания цветоформы, свойственные искусству кубизма, следовательно, тема взаимодействия новаторских кубистических художественных приемов и технологий создания современных рекламных образов актуализируется. Целью нашего исследования является анализ специфики использования возможностей кубистических приемов в современном графическом дизайне и визуальной рекламе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: 1. Обзор основных теорий восприятия цвета и формы. 2. Анализ приемов использования цветоформы в живописи кубизма. 3. Рассмотрение специфики кубистических приемов в современном дизайне и рекламе. Цвет воспринимается нами крайне сложным образом, базирующемся на ассоциативных связях с окружающей реальностью, однако подобное эмпирическое восприятие не уникальный источник научного исследования цвета. «Изучение естественных цветовых моделей, свойств цвета с точки зрения физики, теоретических основ смешения и цветовых комбинаций, их особенное влияние на человеческий мозг изучаются наукой о цвете или цветоведением» [10, с. 68]. Цвет способен оказывать воздействие и на психологическом, и на физическом уровне, может вызывать конкретные реакции, влияющие на разнообразные сферы жизни человека. Каждое цветовое сочетание или цвет в отдельности оказывает разное эмоциональное воздействие на отдельного индивида. Исследователь Е. С. Пономарева утверждает, что в основе человеческого восприятия цвета лежит физиология, далее присоединяются психологические особенности, а социальные взаимодействия и культурное окружение дополняют и закрепляют его [8]. При этом все вышеназванные компоненты восприятия цвета тесно взаимосвязаны между собой. Человек воспринимает цвет, главным образом, с психофизиологической точки зрения. Его мозг различает цвета путем сравнения и контрастов, а глаза дают оценку яркости

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=