Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 32 достижению определенного уровня: получение рекомендаций и инструкций; восприятие, понимание инструкций; точное исполнение; настойчивость в освоении; приобретение навыка и достижение мастерства [8, с. 57-58]. Но важно знать и о факторах, которые могут увести практикующего медитацию в сторону пути к достижению поставленной цели. Это, так называемые, шаблоны различных предметов, их образы и представления: еда – ощущения вкуса; запахи; звуковое восприятие объектов органами зрения и восприятие органами слуха. В традиционной практике шаматхи существует 9 уровней: 1. Полное нарушение связи практикующего со своим умом. Он никак не способен им управлять. Медитации забирает много энергии, на пути много препятствий. 2. Благодаря фокусировке внимания, которую мы совершенствуем, медитирующий приближается к своему уму. 3. И только находясь на этом моменте, практикующий способен замедлиться. Они «встречаются лицом к лицу» и медитирующий начинает добиваться заметного контроля над своим сознанием. Появляется кратковременная фиксация сознания, которой раньше не было. 4. Медитирующий все больше приближается к своему уму. Общее представление и состояние становится более урегулированным и размеренным. 5. Умом полностью управляет медитирующий. 6. Устойчивость сознания стала постоянной. 7. Ум сам по себе идет в требуемом направлении. Ситуация становится совсем спокойной и умиротворенной. 8. Практика медитаций входит в привычку, ум спокойно двигается в направлении, указанном человеком. 9. Ум и медитирующий приходят в полную гармонию, находятся вплотную друг с другом, достигая полной гармонии. Буддисты считают, что все препятствия в этом момент не имеют больше никакого значения, просто пропадают [8, c. 59-62]. В православии же рассматривается практика «умного делания». И под умным деланием в литературе мы понимаем внутренний подвиг христианина, который заключается в непрестанной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Разумеется, если речь идет о тех высотах духовного делания, которые свойственны уже опытным, преуспевшим монахам, то приступать к такому деланию простому христианину, то есть в действительности всем нам, совсем не следует. Особенно если это касается психофизических приемов, поиска места сердечного и низведения туда ума, соединения слов молитвы с дыханием и т. п. - не понимая, о чем идет речь, мы просто навредим сами себе и окружающим [7, с. 304]. Влияние медитации на мозг человека Появление медитации и многих других духовных практик в различных религиях не может быть простой закономерностью. Не могла практика, не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=