Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 30 Карлос Кастенда, который изрядно увлекался шаманизмом, писал: «Стоит достичь внутреннего безмолвия – и все становится возможным. Внутренний диалог останавливается за счет того же, за счет чего начинается – за счет действия воли. Ведь начать внутренний разговор с самими собой мы вынуждены под давлением тех, кто нас учит», – пишет он в «Огне изнутри» [2]. Но это все совсем не говорит о том, что Кастенда внес какую-то новизну, совсем нет. В духовных практиках он не новатор. Все медитации в разных религиях имеют абсолютно различные названия. Но сохранилось и само понимание данного термина, и все техники, базовые и уникальные. Самая распространенная во многих культурах практика работы с сознанием, это внутренний диалог во всех его проявлениях и формах. Рассохин А.В. описывал «внутренний диалог» в работе «Рефлексия и внутренний диалог». Автор говорил «интрапсихический процесс, протекающий в речевой диалогической форме, направленный на разрешение интеллектуально-неоднозначной, личностно-эмоционально-значимой, конфликтной проблематики» [6, с. 47]. Основная практика дзэн-буддизма – это остановка внутреннего диалога, по-другому называемая ясностью ума. Большое количество пересечений подобных техник можно встретить в йоге. Например, в «Раджа-йоге» медитация становится путем к душевному исцелению и стремлению к мышлению позитивному. В ней нет сложных поз и уровень физической подготовки не велик, тем самым обеспечиваю доступность для каждого. Глаза в медитации здесь принято держать открытыми – это естественное состояние жизни, не зажмуриваясь. А вот «анапанасити-йога» предусматривает длительный процесс, это умение дышать, о чем говорит само название «осознанное дыхание» [5]. Многие буддийские монахи проходят каждую ступень довольно длительный период. Правильное дыхание и делает многие йогические практики медитативными. Мирча Элиаде выделял следующее: «Говоря о йогической медитации, дхьяне, Патанджали определяет ее как «течение объединенной мысли», а Вьяса делает следующее уточнение: «это сфокусированность ничем не обремененного сознания на созерцаемом объекте»»; скорее всего, именно остановка внутреннего диалога и имеется ввиду под «ничем не обремененным сознанием» [2]. Медитация в буддизме является одним из главных методов контроля над умом и умение сосредоточиться на определённых идеях. Важный навык концентрации на определнных объектах и очищение разума от потока сознания открывает человеку путь к преодолению всех основных проблем существования. Наиболее распространённой, но и одновременно с этим консервативной ветвью буддизма является Тхеравада – «учение старейших». Эта традиция насчитывает более 50 видов, и делит любые медитативные техники на два типа: тренировка концентрации – рекомендуется новичкам, она помогает развить навык удержания внимания на объекте; второй тип - развитие осознанности – состоит в наблюдении за работой ума. В Тибет буддизм пришёл предположительно в VII веке н.э. и постепенно приобрёл статус ведущей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=