Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 18 Актуальность исследования . Политическая теология Шмитта обращается к богословским корням политико-правовой науки. Переосмысление основных юридических терминов раскрывает сложную природу суверенной власти и суверенитета – идеи, которая в настоящее время часто ошибочно и неконкретно интерпретируется как в узком академическом сообществе, так и в широком общественно-политическом дискурсе. Целью статьи является анализ и систематизация учения Карла Шмитта через раскрытие триады основных понятий его проекта политической теологии – суверен, решение, чрезвычайное положение, – а также демонстрация развития шмиттовских идей в творчестве других видных европейских мыслителей. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи :  провести рассмотрение каждого из понятий триады суверен - решение - чрезвычайное положение ;  определить парадоксальную природу суверенитета;  представить политическую теологию как эсхатологическое учение, в котором раскрывается мессианическая сущность суверена;  выявить аналогию с другими идеями К. Шмитта (суверенная и комиссарская диктатура, тотальное государство, номос Земли и др.);  проследить развитие идей политической теологии Шмитта в учениях других философов, особое внимание уделяя рецепции, проведенной Дж. Агамбеном в его теории суверенной власти и чрезвычайного положения;  описать взаимодействие ключевых понятий и положений шмиттовской политической теологии, представляя абстрактный сценарий принятия сувереном решения о введении чрезвычайного положения как момент, предельный для правовой системы государства. Центральной работой К. Шмитта, посвященной учению о суверенитете, является «Политическая теология» («Politische Theologie. Vier Kapitel zur Lehre von der Souveränität», 1922 г.). Из всей политической мысли наибольшее влияние на Карла Шмитта оказали «отец» идеи суверенитета Жан Боден и Томас Гоббс, которого Шмитт необычайно ценил и относил к мыслителям, занимавшихся разработкой научного естественного права, в противовес заблуждениям французских энциклопедистов (Руссо, Монтескье). Шмитт выступал против как руссоистского понимания суверенитета, так и немецкой школы нормативизма, развивающей доктрину правового суверенитета. В возвышении нормы он видел кризис политической и правовой системы буржуазного либерально-демократического государства. В своем учении немецкий мыслитель также опирается на идеологов католической контрреформации и сторонников диктатуры Ж. де Местра, Х. Д. Кортеса и Л. Г. А. Бональда. В работе «Диктатура» («Die Diktatur», 1921 г.), так же, как и последующая за ним «Политическая теология», посвященная проблеме суверенитета и чрезвычайного положения, Шмитт в качестве определение суверенитета приводит цитату из трактата Ж. Бодена из 1 книги, VIII главы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=