Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 12 Моральная онтология: Царство целей «Царство целей» – основная реальность метафизического бытия нравственности. Под «царством» Кант понимает систематическую связь между различными разумными существами через общие для них законы. В царстве Канта, как мы увидим далее, каждый является и царем и подданным, законодателем и подчиненным закону. Такова структура царства целей как особого среза умопостигаемого мира, члены которого выстраивают свои отношения на основе категорического императива цели. Царство цели существенно отличается от царства природы и мира духов (последний Кант подверг критике в лице своего современника «духовидца» Э. Сведенборга). Его населяют не бесплотные духи, а «разумные существа», «лица» (в том числе и идеальные, достигшие высшего уровня моральной мотивации). В этом смысле мир разумных существ (mundus intelligibilis) возможен только как царство целей, «посредством собственного законодательства всех лиц как членов». При этом каждое разумное существо должно поступать согласно такой максиме, как если бы оно являлось законодательствующим членом во всеобщем царстве целей. Этой максиме соответствует, например, приводимый выше императив воли: « поступай так, чтобы твоя воля могла рассматривать себя как устанавливающую всеобщие законы». Царство целей не изолировано и не оторвано от царства природы. Связующим звеном и посредником между ними выступает «царство прекрасного», которое Кант определяет, как «символ нравственного добра». «Чистая этика» Канта вплотную соприкасается здесь с эстетикой целесообразности бытия, а всеобщая способность суждения пересекается с моральным долженствованием. Таким образом прекрасное, как символ нравственно доброго, определяет всеобщую способность суждения как должное. Пытаясь определить взаимосвязь природного, прекрасного и должного, Кант через всеобщую способность суждения устанавливает, что эстетическое начало соединяет природное и умопостигаемое бытие человека. И хотя само оно не есть «ни природа, ни свобода», тем не менее неразрывно связано со сверхчувственным, «в котором теоретическая способность общим и непостижимым для нас способом соединяется в одно с практической способностью» [4, с. 195-196]. Постулаты чистого разума и их морально практическое преобразование (этико-теологический синтез) Реальное бытие метафизики нравственности существенно расширяется за счет постулатов чистого разума – «бессмертия души», «свободы воли» и «бытия Бога», которые в их спекулятивном выражении, хотя и выступают в качестве высших задач философской мысли, остаются бездоказательными и тавтологичными. Эти три кардинальные проблемы человеческого духа получают свое реальное осмысление только в их практическом, моральном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=