Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 11 Кант устанавливает следующую закономерность априорно- синтетической природы суждений в этике: предикат как поступок, совершенный из безусловного принципа, не зависящего от какого-либо объекта желаний, т.е. лишенный эмпирических предпосылок, всегда выступает расширяющим понятием по отношению к субъекту. Вследствие этого он и может быть выражен только в форме априорного синтетического суждения, имеющего, подобно суждениям естествознания и математики, статус морального закона. Например, основная формулировка категорического императива – « поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [6, с. 195] – представляет собой типичное априорно-синтетическое (расширяющее) суждение, поскольку предикат (воление всеобщего закона) не содержится в понятии субъекта поступка в виде его изначального мотива. Кант приводит целый ряд расширяющих априорно-синтетических суждений в этике, варьируя исходную формулировку категорического императива, в зависимости от сферы его применения и всеобщности целеполагания. Например, всеобщий императив воли гласит: « поступай так, чтобы твоя воля могла рассматривать себя как устанавливающую всеобщие законы» [6, с. 211]. Императив долга формулируется Кантом следующим образом: «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» [6, с. 196]. Формулировка императива цели имеет следующий вид: « поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [6, c. 205]. Царство целей и этикотеологическая реальность: синтез постулатов практического разума (свободы воли, бессмертия души, бытия Бога) Априорно-синтетический язык этических суждений отражает соответствующую логику и структуру нравственной реальности, скрывающуюся за чистым этическим знанием. «Кантовская чистая этика утверждает безусловную действительность абсолютного долженствования на основе закона практического разума в этом мире…» [7, с. 23]. Эта «безусловная действительность долженствования» не сводится только к императиву долга и всеобщему моральному закону. Она включает в себя своеобразную моральную онтологию, выступающую в виде «царства целей (которое связано с «царством природы» «неизвестной», по словам Канта, эстетической причинностью и целесообразностью), и особого рода практическую метафизику, основанную на постулатах чистого разума и выраженную в форме этикотеологии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=