Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 88 – во-вторых, оба типа инноваций (культурно-революционные и репродуктивно-цивилизационные) объединяет то, что они имплицитно несут в себе креативный «заряд», мотив целеполагания и проективного изменения , преобразования мира и человека, в нем живущего, в лучшую сторону посредством творческих практик. И поскольку, как показывает историческая ретроспектива, реальный мир, как правило, представляет собой сложную схему взаимоотношений индивидуумов с обществом, окружающим миром, постольку человек в творческом освоении культурного наследия преображает внешний мир, культуру и себя самого. Если рассматривать инновационное мышление в его качественных характеристиках, одновременно подчеркивающих его универсальность и стадиальную, конкретно-историческую специфику формирования, то правомерно говорить об этом феномене как об «антропологическом повороте» в истории науки и культуры, совокупном результате развития культурно- исторических систем знания в синхронном и диахронном измерениях. Поскольку вся конструкция, социокультурной инноватики (в рамках нашей темы – молодежной), ее конструкция и базисные основания зиждутся на принципах диалектики оппозиции «традиция – новаторство», преемственности «старого» и «нового» в наследовании культурного и человеческого капитала как философско-культурологического и методологического принципа. Мы считаем, что именно на границах этих формообразований были заложены как первичные, так и современные механизмы развитой инновационной деятельности, став основой для инициирования и формирования ключевых «трендов» социальных инноваций современности. По сути, если заглянуть в самые глубины человеческой древности, к следам далекого «доисторического прошлого», то мы увидим, что взрывные творческие инновации сопровождают всю историю человечества, «возрождаясь» в модели социально ориентированной инновационности современной России. С учетом сказанного, мы полагаем, что социальное творчество, имеющее проектно-рефлексивный характер и получающее воплощение в общественно значимых проектах социальных субъектов, прежде всего новых поколений (молодёжи), играет первостепенную значимость для решения задач, связанных с социокультурном проектированием будущего тех или иных культурно-цивилизационных систем. Литература 1. Балиев И. В. К вопросу о понятии свободы в философии Н. Бердяева // Kant. 2020. № 2 (35). С. 104–107. 2. Игнатова В. С. Инновации в культуре и социокультурные институты обновления : дис. … канд. филос. наук : 24.00.01 / Игнатова Вера Сергеевна. Белгород, 2013. 170 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=