Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 86 любой социально-инновационной деятельности и ее базовые идентификационные характеристики (от когнитивных до ментальных). В этой связи отметим мнение А. С. Некрасова: «Наше время поиска новых подходов к пониманию человека и его творчества, время активной смены исследовательских парадигм (от изучения постоянного – к исследованию уникального, становящегося), построенных на иных принципах и основаниях» [5, с. 3]. Но в какой сфере можно объединить креативные инновации (творчество в культуре) и креативные репродукции (цивилизационное, технологическое творчество)? Мы считаем, что здесь уместно обратиться к такому феномену и понятию, как «проективная деятельность» в аспекте её инновационности. Сама природа инноваций уходит в глубинные, онтологические основания человеческой жизни, так как связана непосредственно с целесообразностью, сознательной или бессознательной, любой деятельности человека. Инновация как таковая выступает составной и важной частью любой рационально организованной проектно-мыслительной деятельности человека, присутствуя в ней в качестве креативного и конструктивного-творческого «ядра», «генерализирующей идеи», последующая реализация которой обусловливает рождение нового знания, продукта творчества и в потенции креативных индустрий (на развитых стадиях культурно-цивилизационного развития этапа техногенной культуры). В этом смысле инновации, как и проективное творчество, генерализируются, обобщаются и транслируются в социум как наглядный и доказательный результат пытливого ума своего носителя, человека разумного и «человека проектирующего». Тем самым «оправдывают себя» субстанциональные антропологические характеристики «нomo projectus», проявляясь в той или иной степени на разных стадиях социальности. Поэтому можно сказать, что генезис социально-инновационной деятельности (и творчества) не отделим от эволюции проектного мышления, уходит своими истоками в корневую систем» ранним культурно-творческих практик. И перенося генезис инновационности на современную «проектную ситуацию», правомерно говорить о первичной социокультурной деятельности как о «прото-» и «пред-инновационности», как о прелюдии культурного, творческого проектирования настоящего и будущего человека-творца. Кроме того, мы должны подчеркнуть, что, обосновывая исторический параллелизм в отношении зарождения и эволюционной динамики обоих феноменов (инновационности и проектирования), мы ни в коей мере не прибегаем к механистической экстраполяции или к чрезмерной (особенно концептуальной) модернизации их генезиса: оба варианта, на наш взгляд, недопустимы и противоречат принципу объективного историзма и диалектики явлений. Также можно проследить определенную связь между инновационной культурой и культурой проектного типа: их зарождение, конечно, также имеет ранний «генетический порог», практически – «зарю» человечества. Однако парадигмальный переход к культуре принципиально нового, инновационно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=