Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 85 Сама дилемма «культура – цивилизация» до антиномичности была заострена ещё О. Шпенглером [11], а также параллельно и русскими религиозными философами, особенно Н. А. Бердяевым [1]. Они противопоставляли творчество в культуре, как создание «нового» (инноваций), технологическому базису цивилизаций, как некоторому «омертвевшему наследию». Такое формально-логическое противопоставление творчества и культурного наследия, инноваций и технологий, на наш взгляд, в реальной культурной действительности мы не обнаруживаем. Определяя специфику инноваций, В. П. Римский и В. С. Игнатова писали, опираясь на некоторые идеи М. К. Петрова и уточняя собственное понимание: «При таком подходе возможно и категориальное различение «цивилизации» и «культуры» : цивилизация как социокультурная целостность выступает всеобщим , формообразующим репродуктивным основанием неповторимых, уникальных культур , обладающих многообразными пространственно-временными (хронотопными) и этнокультурными характеристиками, в которых реализуется творчество-креативность (креативная инновация), обладающая неповторимой актуальностью и индивидуальностью (здесь и сейчас), впоследствии застывающей во всеобщности и общезначимости креативности-репродукции (технологии- инновации)» [9, с. 93]. Именно там, в культурно-цивилизационных контекстах и деятельности конкретно-исторического человека, в практиках и живом опыте, в режиме реального времени накапливались знания о мире и процессах жизнедеятельности исторических сообществ и культур. При этом шло сопоставление этих процессов с трансформациями в знаково-символических, культурно-семиотических системах и социальном кодировании имеющейся информации. Инновации, как мы можем обобщить различные точки зрения на эту проблематику, представляют собой полисинтетический процесс культурной динамики, всеобщий механизм развития любого социального формообразования, который наряду с традицией служит универсальным регулятором общественного развития, присутствует во всех сферах человеческой жизнедеятельности и творчества (технической, управленческой, образовательной и др.), непосредственно связан с базовыми ценностями «материнской» культуры, включёнными в систему личности индивидуума и его идентификации. В этом плане важно отметить смысловую диалектическую связь концептов «инновация» и «традиция», как производных от диалектики культуры и цивилизации. Инновационный процесс социокультурной динамики основан на ценностно-ориентационном компоненте социального творчества и обновления, необходимых для динамики модернизационных процессов, на переменном, взаимном переходе социального и культурного факторов, которые в инновационном генезисе и развитии общественного организма и культурных сообществ с необходимостью дополняют дуг друга. Этот процесс при этом обладает противоречивой сущностью, подчеркивая «рамочную» специфику

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=