Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 84 DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-83-90 Й. Шумпетер, австрийский ученый, по праву считается основоположником инновационной теории, так как ввёл в научный дискурс начала ХХ века само понятие «инновация». Й. Шумпетер, трактуя инновацию сугубо как экономический концепт, в первую очередь упор делал на исследовании «производственных ресурсов», в которых и происходит внедрение новшеств в создании «новых ресурсных комбинаций». «Инновационная идея, – писал он, – возникает на стыке научно-технической и предпринимательской активности. Основная цель инноваций – создание новых или усовершенствованных объектов, приносящих экономический эффект. Одна из значимых характеристик инноваций – их массовый характер» [12, с. 34]. Он справедливо расширял понимание существа коммерческой востребованности инноватики. Однако, эти идеи уже содержались в «Капитале» К. Маркса (например, в его трактовке перехода от надомного труда к мануфактурному производству в текстильной промышленности и других сферах раннего капиталистического производства). Но К. Маркс всегда уделял внимание не только технологическим или производственным инновациям, но и творческому потенциалу науки, как важнейшей сфере духовного производства и культуры. Экономической сферой инновационная деятельность человека никак не ограничивается и охватывает фактически всю социальность и культуру. И в ХХ веке были созданы многочисленные концепции инноватики – от социологических и науковедческих до философско-науковедческих [2; 3], – однако, инновационная деятельность человека до сих пор остаётся большим интеллектуально-смысловым пространством, требующим новых подходов и осмыслений. Мы считаем, что проблема инноваций предполагает, прежде всего, обращение к диалектическому контексту единства и различия культуры и цивилизации, связана с обоснованием идеи зарождения и создания инноваций в творческой деятельности человека и их последующей адаптации в цивилизационных технологиях. В качестве исходного методологического положения мы можем взять то определение культурно-цивилизационной диалектики, которое В. П. Римский использует в своих философско-культурологических работах, в том числе и по инноватике. «При таком подходе, – писал он, – возможно категориальное различение «цивилизации» и «культуры»: цивилизация как социокультурная целостность выступает всеобщим базисом культуры, культурообразующим основанием неповторимых, целостных культурных миров-космосов, обладающих многообразными пространственно-временными и этнонациональными характеристиками. И если цивилизация характеризуется абстрактно-всеобщими свойствами и определениями, культура – конкретно- индивидуальными, то культурно-цивилизационные система представляет конкретно-всеобщую, исторически развивающуюся и органически расчлененную внутри себя, формообразованную целостность» [7, с. 48-49].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=