Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 78 Выводы. Цифровизация «представляет собой объективный фактор» [6, с. 322], но сам ее концепт и формы могут быть многообразны [См.: 6, с. 322], порождать множество практик и новых феноменов человеческого бытия. Поэтому представленные в статье новые религиозные феномены и связанные с ними социальные практики в онлайн формате не исчерпывают всего многообразия форм адаптации, трансформации религии. Можно говорить и о новых формах самой религии – цифровых религиях (например, датаизм и диджитализм), гаджетах, IT-технологиях используемых верующими, религиозными организациями, религиозными деятелями. Которые меняют восприятие религии, вероучение, трансформируют религиозный опыт и религиозную идентичность человека (например, «бессмертный код вместо бессмертной души» [18, c. 419], пост-человек, опосредованность религиозного мировоззрения современными условиями развития общества, социальные практики в онлайн и т.д.). Религия, компоненты религиозного комплекса, институциональности, верующие, религиозные организации и сообщества действуют в новых условиях, в иных условиях коммуникации, способах самовыражения, самопрезентации, религиозном поиске (религиозной самоидентификации), самообразовании, коммуникации с верующими, поиске единомышленников, демонстрации собственных суждений по религиозным вопросам. Появляются новые феномены, термины, разработки и технологии. Задаются новые рамки для личного пространства, социального пространства онлайн. Благодаря цифровой трансформации общества, религия, религиозные организации, сообщества верующих активно используют виртуальное пространство, все больше перенося виды традиционных социальных практик из офлайн в онлайн, тем самым перенося жизнь все большего количества людей, увеличивая время пребывания в онлайн-пространстве. Данный процесс охватывает все религии и религиозные сообщества, в одних случаях более активно, например, ислам, в других частично, например, старообрядцы. Онлайн создает еще одно пространство в котором может произойти встреча человека с религией, взаимодействие с верующими, реализация религиозного опыта и религиозных практики. Литература 1. Актамов И. Г., Бадмацыренов Т. Б., Доржиева И. Ц. Буддизм в интернете: методология изучения виртуальных религиозных сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С. 86–91. 2. Бадмацыренов Т. Б. Теоретико-методологические подходы в исследовании буддийских онлайн-сообществ // Банзаровские чтения : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та им. Д. Банзарова, 2022. С. 151–154. 3. Безнюк Д. К., Цыбульская Н. В. Религиозные практики онлайн: опыт Беларуси // Logos et Praxis. 2019. № 2. С. 39–47.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=