Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 77 цифровизации религии, но и результат цифровизации образования в мире и в нашей стране [См.: 24]. 7) виртуальная церковь (электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник [См.: 23, с. 32]. В исламе это представлено такими религиозными феноменами онлайн как «электронные приходы, джамааты» [20], «интернет-улемы » [19], в христианстве (в особенности протестантстких направлениях), буддизме, новых религиозных движениях и культах «VR- церковь, онлайн-службы (в том числе и в рамках видеоконференцсвязи – ВКС), VR-священник, робот-священник, религиозная социальная сеть» [23, с. 32]. Примером виртуальной церкви являются – VR-церковь американского пастора Ди-джей Сото (функционирует с 2016 г.), «сайт «Храм ТВ» (Телевизиjа Храм. Српска Православна Црква)» [23, с. 32]. Примером робота-священника как аналога или помощника живого священника-человека выступают: робот- священник BlessU-2 (создан «в 2017 году по заказу евангельских христиан <…> поставлен в Евангелической церкви в немецком городе Виттенберг» [23, с. 32]), в буддизме робот-священник Миндар (создан в 2019 году, более человекоподобен в отличие от громоздкого, неповоротливого BlessU-2, разработан компанией A-Lab Co «для того, чтобы быть официальным проповедником в храме Кодайджи (г. Киото, Япония) » [23, с. 32]). VR- религиозный деятель может рассматриваться рамках религиозного блогинга, так и в рамках реализации деятельности виртуальной церкви (электронного прихода). В последнем случае примером выступает деятельность в онлайн формате при проведении службы в VR-церкви Ди-джей Сото. 8) религиозные сайты и мобильные приложения знакомств [См.: 23, с. 35]. Данный религиозный феномен онлайн может действовать не только на базе страниц и групп в социальных сетях, в большей степени он популярен не как опция социальной сети, а как самостоятельный контент. Специфика – позиционирование по религиозному признаку (для представителей конкретной религии, конфессии), этническому, национальному признаку (для татар, казахов, башкир, ингушей и т.д.) и цели – знакомства для создания семьи, рождения детей в законном браке. Примеры таких специализированных сайтов и мобильных приложений мы можем найти в православии: Православные знакомства «Азбука верности» (содержит 98529 анкет); «Православный сайт знакомств» (Интернет-проект ООО «Православного брачно-семейного агентства имени Святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии»); Молодежный проект «Давай повенчаемся» (создан в 2019 году людей от 18 до 40 лет имеющих цель – создать семью, создан по благословению протоиерея Андрея Ткачева), Православная Социальная Сеть «PravZnak» (есть и другие сайты, позиционирующие как православные, предоставляющих опцию знакомства именно с православными, направленные на русскоязычную аудиторию); в исламе: «мобильное приложение «MyDiaspora»» [23, с. 35], Знакомства для мусульман NikahPlus (языки – русский, английский, турецкий, платная регистрация); сайт «Знакомства для Мусульман IslamLove»; Мусульманские знакомства Nikah.life; Знакомства для Мусульман IslamLove (можно скачать приложение бесплатно в Google play).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=