Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 76 идентичность» [2, с.153]), «киберсангха» [См.: 1, с. 88; 2, с. 152], «виртуальная умма» [См.: 23, с. 36], «виртуальная глобальная умма» [См.: 7, с. 103]. 4) религиозные практики онлайн [См.: 4, с. 97] - в рамках реализации данной социальной практики в онлайн формате мы можем говорить о таких религиозных феноменах как «религиозный онлайн-ритуал» [4, с. 98], онлайн- трансляции богослужений , коллективные дуа, молебны в онлайн формате , онлайн-джума (онлайн джума-намаз), онлайн-намаз, онлайн-проповедь, « виртуальный хадж, виртуальная умра» [23, с. 32-33], религиозные ритуалы онлайн , « VR-церковь, онлайн-службы» [23, с. 32] , «VR-священник, робот- священник » [23, с. 32], виртуальное жертвоприношение и т.д. Это является следствием активной медиатизации, адаптации религиозных ритуалов, перенос их из офлайн-формата в онлайн-формат. Например, «возможность реализовать религиозную онлайн-практику личной молитвы на родном языке» [3, с. 46] предоставляет в католицизме проект Информационного центра иезуитов в Ирландии «Sacred Space» («Пространство молитвы», основан в 1999 г. в Ирландии) [См.: 3, с. 46]. Наиболее активно переход в онлайн формат происходил в период угрозы пандемии COVID-19, например, это стало вынужденной мерой для крымских татар [См.: 13, 35-40]. 5) новые формы религиозности онлайн – на современном этапе формируется «слабая», «игровая» религиозная идентичность [См.: 1, с. 87]. Для религиозности онлайн характерен синкретизм, гибкость, высокая степень восприимчивости, открытость для нового, принятия и наличия множества точек зрения, собственная точка зрения. Основанием для появления новых форм религиозности онлайн выступает многомерность, калейдоскопичность локальных контекстов, формирование множества «уникальных символических микрокосмосов, конструируемых в виртуальных коммуникативных потоках» [9, с. 378]. Формы религиозности онлайн взаимосвязаны с реализацией религиозных практик в многообразных религиозных контекстах в онлайн- пространстве. Можно согласиться с мнением Х. А. Кэмпбелл, С. Ю. Белоруссовой, что появление новых форм религиозности онлайн обладающих чертами онлайн-культуры и традиционной религии заключается в самой сути цифровой религии (digital religion) [См.: 4, с. 97]. 6) религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы) [См.: 23, с. 35]. С. А. Рагозина в своих исследованиях рассматривает онлайн-школы как «коммерческие проекты, связанные с исламом» [19]. Наиболее активно в российской онлайн среде это реализуется сообществом российских мусульман. Можно говорить о таких религиозных феноменах и практиках как Интернет-медресе, религиозные онлайн-школы . В социальной сети ВКонтакте, например, зарегистрирован и функционирует в открытом формате «образовательный портал начального религиозного образования – «Интернет-медресе. Дистанционное обучение» [10] (на декабрь 2023 года количество подписчиков составляет 1339 человек). Данный контент взаимодействует и имеет ссылку на религиозный образовательный интернет-портал «Imedrese» [25; См. более подробно: 23, с. 35]. Религиозное дистанционное образование это не только следствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=