Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 72 для возникновения многих новых религиозных феноменов онлайн и новых религиозных социальных практик и их реализации в Интернет-пространстве. К социальным и религиозным медиа можно отнести чаты, форумы, блоги, группы, страницы в социальных сетях (наиболее активной является социальная сеть ВКонтакте ), сайты (веб-сайты), системы для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, голосовыми сообщениями, видеосообщениями, стикерами, фотографиями и файлами (такие как WhatsApp, Telegram, Viber, Skype) . Появляется религиозная социальная сеть [23, с. 32], которую в российском онлайн-пространстве наиболее активно использует мусульманская умма [См.: 23, с. 32]. Религиозная социальная сеть, социальные медиа активно востребованы в католицизме, православии, иудаизме, буддизме, индуизме [См.: 1; 4; 23; 24]. Освоение религиозными общинами, религиозными организациями за рубежом Интернет-пространства и обсуждения в нем различных вопросов вероучения, культовой практики и т.д. начинается с начала 80-х годов XX века, наиболее активными в этой практике были христианские общины. В Российской Федерации включение в процесс освоения Интернет-пространства начинается позже – с 1994 года (советский интернет берет отсчет с 1990 года). В 1994 году были зарегистрированы сайты, страницы официальных православных учреждений, православные ТВ каналы, радиостанции создали свои площадки в Интернет-пространстве, были созданы ««Православие.ру», «Предание.ру», «Азбука.ру», «Правмир.ру» и т.д.» [5, с. 95]. Главная цель виделась в цифровизации православного наследия. Богатова О.А., Голованов С.В. видят в этом пример «парадигмы «религии онлайн»» [5, с. 95]. Но говорить о полном охвате в России было невозможно долгое время, так как в 2012-2013 годах количество пользователей Рунета составляло 63,6 млн. человек [См.: 1, с. 87] при численности в 2012 году населения страны в 143 056383 человек, то есть меньше половины населения страны. Несмотря на активное участие представителей различных религиозных организаций, как традиционных для нашей страны религий, так и новых религиозных движений и культов (НРДиК), не все сразу стали активно расширять свою деятельность в онлайн–пространстве. Примером длительного осторожного отношения к Интернету, онлайн коммуникации можно считать деятельность и соответствующие ей постановления Соборов Русской Православной старообрядческой церкви Московской Митрополии и самих старообрядцев [См.: 8]. Большое значение в изменении отношения к онлайн-пространству со стороны религиозных организаций, рядовых верующих принадлежит периоду самоизоляции, локдауну из-за угрозы пандемии COVID-19. В это время произошел перенос многих религиозных практик, проведения ритуалов в онлайн-пространство в целях осуществления безопасности жизни и здоровья людей [См.: 13, с. 37-38]. Это можно увидеть и по возросшему количеству интернет-пользователей в 2021 году, уже на начало года в Российской Федерации насчитывалось «124 млн. интернет-пользователей» [11]. Период угрозы пандемии также ускорил процессы цифровизации в нашей стране и во всем мире. Социальные и религиозные медиа в период локдауна были подчас единственным безопасным способом коммуникации, площадкой для заказа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=