Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 71 1) религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве. Религиозный блогинг может быть представлен такими религиозными феноменами внутри себя как православный блогер , православный блогинг [См.: 5, с. 91]. Специфика православного блогера и его деятельности – собственная инициатива в действиях, суждениях, использование собственных навыков и опыта, православные блогеры воспринимаются подписчиками и посетителями их страниц, сайтов, блогов, групп как знатоки, эксперты в вопросах религии [См.: 5, с. 95], в основном наблюдается ориентация на отстаивание православной догматики, описание православного вероучения, литургии. Это не штатный церковный журналист, действующий в соответствии с политикой официальных религиозных СМИ). В русском православии активную деятельность ведут представители духовенства (не только Москва и Санкт- Петербург, но и регионы) – протодиаконы, протоиереи, игумены, священники, архимандриты, монахини [См. подробно: 5, с. 96]. В исламе можно говорить о таком явлении как «скайповые» муфтии и шейхи» [20]. В онлайн-среде российских мусульман С. Рагозина выявила религиозный феномен «интернет- улемы» [19]. Применительно к «интернет-улемам» мы можем наблюдать в онлайн-пространстве «лекции и проповеди улемов, преимущественно иностранных, переведенные и загруженные на видеохостинг YouTube. Данная практика может осуществляться мусульманскими активистами на совершенно безвозмездной основе, не преследуя цели «монетизации своего проекта» [23, с. 32]. В протестантизме и буддизме мы можем видеть такие религиозные феномены как «VR-священник, робот-священник» [23, с. 32]. Онлайн- пространство создает для религии «иной тип открытого полицентрического пространства» [9, с. 379], это способствует открытому обсуждению целого спектра религиозных вопросов в социальных и религиозных медиа. Открытое обсуждение связано с тем, что к информации имеют доступ все участники интернет-коммуникации и давать свои комментарии, интерпретацию. Это является основанием для появления такого религиозного феномена онлайн как народное благочестие в онлайн-пространстве. Спецификой функционирования данного религиозного феномена является то, что религиозный авторитет негласно (как бы автоматически, априори) приписывается участникам интернет-коммуникации, блогерам и реализуется как светскими, так и религиозными представителями религиозного сообщества (священникам, монахам, имамам, муфтиям, ламам и т.д.). В социальных медиа мы можем, например, наблюдать деятельность представителей виртуальной уммы, их обсуждение проблем, личное видение, трактовка религии, вероучения, традиций, ценностей, норм поведения, благотворительностью, околорелигиозных вопросов, вопросов связанных с религией и политикой (внешней и внутренней) и т.д. Данное народное благочестие в онлайн- пространстве можно рассматривать явление, обозначенное С. Рагозиной, как «народный иджтихад», которое обладает в онлайн-пространстве новыми формами легитимности [См.: 23, с. 36; 19]. 2) социальные и религиозные медиа ( религиозная социальная сеть [См.: 23, с. 32]). Данный сегмент представлен наиболее широко и выступает основой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=