Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 70 Цель исследования: рассмотреть религию в онлайн пространстве, ее цифровую трансформацию. Задачи исследования: рассмотреть религиозные феномены онлайн, их реализацию и взаимосвязь с социальными практиками религии в Интернет- пространстве. Основная часть статьи. Рассмотрение Интернет-пространства как одной из сфер жизни, деятельности, в том числе реализации профессиональном плане можно увидеть в том, что создаются группы, сайты, гаджеты, IT- технологии отвечающие требованиям халяль, кошерного (кошер, кашрут), реализующими деятельность по благословению, сам Интернет получает своего религиозного покровителя, святого. Например, С. Ю. Белоруссова отмечает, что католическая церковь указывает «Исидора Севильского покровителем интернета» [4, с. 97], это было сделано еще в 1999 году. Обоснованием выбора святого выступают: распоряжение Папы Римского Иоанна Павла II, Исидор Севильский является заступником учеников и студентов, а день рождения Интернета приходится на 4 апреля, что соответствует дате смерти святого. У Русской Православной Церкви многие профессии имеют своих святых покровителей, но на официальном уровне для Интернет-пространства покровителя нет. Но дискуссии среди верующих, православных священников, « православных блогеров » [См.: 5, с. 91] ведутся. Например, среди святых, которым на неофициальном уровне приписывается покровительство Интернету – апостол Иоанн Богослов; святитель Феофан Затворник; великомученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья; Нестор Летописец и т.д.; также сакральное значение приписывается в рамках освещения Интернета приписывается животворящему кресту Христову [См.: 21]. В буддизме киберпространство рассматривается как гигантская мандала [2, с.153]. Религиозные феномены онлайн : религиозный блогинг и народное благочестие в онлайн-пространстве , социальные и религиозные медиа ( религиозная социальная сеть [См.: 23, с. 32]), объединения верующих в онлайн- пространстве , религиозные практики онлайн [См.: 4, с. 97], новые формы религиозности онлайн , религиозное дистанционное образование (религиозное образование онлайн, религиозные онлайн-школы) [См.: 23, с. 35], виртуальная церковь (электронный приход), VR-религиозный деятель и робот-священник [См.: 23, с. 32], религиозные сайты и мобильные приложения знакомств [См.: 23, с. 35] и многие другие. Появление новых религиозных феноменов в онлайн связаны с цифровой трансформацией, адаптацией религии, ее социальных практик к новому киберпространству. Социальные практики применительно к религии имеют свою специфику и смыслы, строятся по схеме: «религиозное действие – религиозное поведение – религиозный опыт – религиозная практика» [3, c. 42] и в условиях цифровизации, медиатизации религии переносятся на онлайн формат и реализуются в онлайн-пространстве, порождают соответствующие религиозные феномены. В этом процессе религиозные феномены часто неразрывны от новых социальных практик религии в онлайн. Рассмотрим более подробно новые практики и религиозные феномены в онлайн пространстве:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=