Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 7 «Бессмертный» [2]), то смерть связана с множеством других тем, оформляясь в определенный концепт, соединяющий эти темы в единую философию. В творчестве Борхеса смерть проявляется как неотъемлемая часть жизни, в то время как бессмертие проявляет себя как нечто условное – как категория, помогающая осмыслить жизнь и смерть с позиции наблюдателя: «В этом смысле, физическое бессмертие, которое используется писателем в качестве художественного образа – является всего лишь метафорой, фоном для философской рефлексии, основной мотив которой – идея о том, что только смерть может открыть истинность бытия» [8]. Согласно наблюдениям некоторых исследователей, разбиравших метафизические основания литературного творчества Х. Л. Борхеса, несмотря на отсутствие явного влияния конкретного философского источника [9], Борхес обращался к философии Пифагора, Платона, Эмпедокла и Плотина, а также к философии буддизма, в своих представлениях по вопросам смерти и бессмертия. В частности, идея метемпсихоза и реинкарнации объединяет у Борхеса мистику и поэзию [9]; философия Платона используется Борхесом как средство для эстетической реализации художественного замысла [13]. Эстетический символизм творчества Борхеса, как замечают исследователи, заключается в образах лабиринта, зеркала и сна (И. Тертинян) [11], или в образах лабиринта, зеркала и циклического времени (М. Таккони) [14]. По мнению М. Таккони этот символизм построен на философии Анаксимандра, Гераклита и Пифагора; образы зеркала и множества отражений в нем отсылают к философии Плотина; теория циклического времени – к концепциям реинкарнации и метемпсихоза; образ сна – уже, по словам самого Борхеса, – к философии Юма, Шопенгауэра и М. Фернандеса [3]. На наш взгляд, в основании представлений о бессмертии у Борхеса лежат этические мотивы. Представления о бессмертии по Борхесу связаны с идеей метемпсихоза и реинкарнации; истинное бессмертие – это не физическое бессмертие, а бессмертие души, которого можно достичь лишь после смерти; так, по замечанию Я. Пробштейна, смерть у Борхеса – переход, превращение, а не забвение [10]. В то же самое время физическое бессмертие ведет к деградации души, безумию, и в конечном итоге – хаосу [5; 8]. Таким образом, смерть становится условием совершенствования склада души, элементом космического порядка. Темы, в которых у Борхеса наиболее ярко проявлен концепт смерти можно условно обозначить следующим образом: философия насилия; философия игры; философия предательства. Философия насилия – период увлечения Борхеса культурной историей Аргентины породил множество замечательных художественных произведений, в которых достаточно ярко прослеживаются темы смерти. В циклах «Всемирная история бесчестья» [2]; «Сообщение Броуди» [2] выстраивается особая этика насилия и смерти, состоящая из определенной системы добродетелей и нравственных ценностей: это добродетели мужества, бесстрашия, презрения к смерти, однако, по духу они противоречат классическим добродетелям древнегреческой этики, так как представляют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=