Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 69 DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-68-82 Актуальность исследования: В современном мире происходит процесс цифровой трансформации общества, всех сфер жизни и деятельности, социальных практики, формируется новая парадигма мышления. Цифровизация затронула и религию, религиозные феномены, создала новые условия для реализации религиозных практик, связанных с религией социальных практик. Исследователи говорят о цифровизации, обнулении религии [17; 12], «медиатизации религии» [См.: 5, с. 91; 22, с. 44]. М. Ю. Смирнов отмечает, что в цифровую среду переносятся функции и виды деятельности, которые до этого традиционно выполнялись непосредственно самими людьми, организациями [См.: 17]. Религия в онлайн «начинает вести диалог на языке цифрового общества» [23, с. 26], меняет свою репрезентацию в обществе. Современное нам общество – это общество позднего модерна, где медиатизация религии идет совместно с процессами секуляризации [См.: 22, с. 44], благодаря чему религия трансформирует способ взаимодействия с обществом (например, Питер Бергер предлагает символический образ – религия это зонтик над обществом, а также способ отношения современного человека видит в еретическом императиве, где выбор и сомнение – основные гносеологические установки, в том числе и в религиозном опыте). Происходит модернизация религиозных организаций. Например, на медиатизацию православия и модернизацию православных религиозных организаций [См.: 5, с. 91]. Религия в мире онлайн становится таким же привычным явлением, как и культура, приобретает черты массовой культуры, Например, как отмечают И. Г. Актамов, Т. Б. Бадмацыренов, И. Ц. Доржиева, данную особенность можно увидеть в трансформации буддизма, который «перешагнул собственно религиозные границы» [1, с. 88]. Также активно развивается в онлайн ислам. Интернет- пространство для религиозных деятелей, религиозных сообществ, рядовых верующих становится одной из сфер реализации социальных практик религии (например, попытки найти для Интернет-пространства религиозного покровителя), предоставляет возможность внепространственной организации религиозного взаимодействия (например, проведение онлайн-служб, использование видеоконференцсвязи (ВКС) участниками религиозной группы, верующими и т.д.). В православии происходит «модернизация социальных практик духовенства» [5, с. 91]. Также повышается религиозный авторитет священнослужителей, которые получают наименование «священнослужителей- блогеров» [5, с. 91] и рассматриваются в качестве медийных персон» [5, с. 91], открывается возможность использовать околоцерковные сайты, личные страницы, блоги священников-блогеров и мирян «для неформального общественного контроля за деятельностью церковного руководства» [5, с. 91]. Появляется «Цифровая религия как академическая дисциплина» [14], среди представителей изучения цифровой религии Островская Е. А. отмечает, таких исследователей, как «Х. Кэмпбелл, П. Х. Чон, С. Гувер, Набиль аш-Шейби» [14].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=