Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 64 осуществляющего свою образовательную деятельность в цифровой среде на основе управления массивом данных с использованием цифровых технологий. Вместе с тем, применение цифровых следов и цифровых теней в образовательном процессе современного университета, не исключает риска утечки персональной информации (намеренно или непреднамеренно выложенной в доступ участниками цифровой образовательной среды) и ее использования сторонними людьми в негативных целях: кибербуллинг (травля в цифровом пространстве); киберсталкинг (навязчивое внимание, оскорбления, угрозы); доксинг (распространение в сети Интернет личной информации пользователя для последующего запугивания или шантажа); спам-рассылка, создание страницы или аккаунта (в социальной сети и образовательной платформе) c дублирующей информацией другого пользователя или образовательной организации и т.д. В этой связи, используя цифровые следы и цифровые тени в цифровом образовании, следует придерживаться некоторых условий: – актуализация защиты и конфиденциальности персональных данных всех участников цифровой образовательной среды; – фиксация, сбор, анализ данных должны быть максимально объективны, допустимы и корректны с этической точки зрения; – проведение открытых занятий для студентов и организация курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по проблемам цифровой этики и цифрового этикета; – акцентирование внимания на формирование и развитие цифровой и медийно-информационной грамотности всех пользователей цифровой образовательной среды; – мониторинг данных и информации участников цифровой образовательной среды (в том числе образовательной организации), расположенной в открытом доступе (например, социальные сети) – формирование информационно-аналитических материалов на основе данных и информации об образовательной организации. Выводы. Цифровой след и цифровая тень, формирующие цифрового двойника участника образовательного процесса, являются неотъемлемыми атрибутами цифрового образования в высшей школе, направленного на индивидуализацию и непрерывность обучения. Потенциал использования цифровых слепков», оставленных намеренно и непроизвольно в цифровой образовательной среде, указывают, с одной стороны, на уникальные возможности для развития инновационной образовательной деятельности университета. Однако, с другой стороны, не исключены риски, которые могут негативным образом сказаться на ключевых акторах цифрового образования – студентах, преподавателях, самой образовательной организации. Поэтому, перспективы использования цифровых следовой и цифровых теней в условиях цифровизации высшего образования неоднозначны. В данном контексте, необходимо сосредоточиться на нормативном регулировании защиты персональных данных участников цифровой образовательной среды; развитии цифровой культуры, которая будет включать в себя умение пользоваться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=