Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 61 сведения о ее перемещении и преобразовании с целью сбора, обработки и анализа данных [12, p.124]. В более узком смысле, цифровой след – это информация о действиях человека, которую он оставляет в глобальной сети Интернет или цифровых устройствах/платформах. Принято выделять активные и пассивные цифровые следы. Например, размещение в социальных сетях личных постов, фото, аудио/видео, авторизация на сайтах (создание аккаунта) и совершение online- заявок/покупок, активная геолакация на смартфоне и т.п., свидетельствует о намеренных действиях пользователя в цифровой среде и оставлении активного цифрового следа. Пассивные цифровые следы формируются непроизвольно: история посещения и просмотров веб-сайтов, запросы поисковой системы, информация о гаджете/устройстве, с которого получает информацию пользователь. Речь идет о «цифрой тени», которая в отличие «от цифрового следа, создается автоматически, без согласия на то самой личности и является представителем человека в цифровом пространстве. Формируется она так же, как и цифровой след... Разница между ними в том, что цифровой след можно контролировать и изменять, а цифровую тень – нет» [5, c. 121]. Следовательно, цифровая тень – это открытая информация о человеке, оставленная им в цифровой среде непреднамеренно. Кроме того, активный цифровой след пользователь может сделать как общедоступным, так и закрытым. К общедоступным цифровым следам следует относить те данные, которые может увидеть любой участник цифровой среды. Закрытые цифровые следы «доступны только определенному кругу лиц (в пределах инфо- коммуникационной сети организации, информация о посетителях веб-сайта, расположенная на конкретном сервере, и т. д.)» [7]. Цифровая тень предоставляет данные в свободный доступ, ограничить или закрыть который нельзя, что открывает возможность использования персональной информации сторонними пользователями с целью манипулирования и осуществления контроля над жизнедеятельностью и личностью человека. Важно отметить, что деятельность пользователя в цифровой среде, оставление цифрового следа и цифровой тени указывает на создание цифрового профайла или цифрового двойника человека. В. Н. Назаров подчеркивает, что «облачное бытие» цифрового двойника «можно считать эквивалентом иррациональных глубин человеческой персоны… за моделью цифрового двойника стоит пользователь личного информационного пространства, который в некоем «симулятивно-творческом порыве» к информационной коммуникации создает своего «героя» информационного двойника, «сердцем» которого является персональная модель, построенная на массиве больших данных (Big Data) сумме информации, которую персона когда-либо поставила цифровому миру» [9, c. 142]. В образовательном процессе современного университета, цифровой след и цифровая тень формируются участниками цифровой среды при использовании цифровых технологий для решения образовательных задач. Исследователи отмечают, что «цифровая образовательная среда является важным условием взаимодействия обучающегося и преподавателя. Такая среда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=