Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 60 обусловленный всеобщей цифровизацией различных сфер общественной жизни. Следствием применения новых технологий в образовательном процессе университета явилось цифровое образование, ориентированное на обеспечение непрерывного доступа к знаниям и персонализированного обучения в цифровой среде. В широком смысле цифровое образование представляет собой «процесс взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [3]. Безусловно, такие современные технологии, как online-курсы, видеоконференцсвязь (ВКС), BigDatа (массивные объемы информации), Internet of Things (интренет вещей), облачные хранилища, аддитивное производство, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности, блокчейн, сервисы для обмена информацией (например, web- приложение WhatsApp) и т.д., выступают теми инструментами, которые, благодаря реализации принципов мобильности, интерактивности, виртуализации, генерируемости, адаптивности и быстрой обратной связи, способствуют достижению необходимых образовательных результатов. Вместе с тем, в рамках цифрового образования, формируются «цифровой след» и «цифровая тень», которые определяют идентичность участников образовательного процесса, их взаимодействие в цифровой образовательной среде, а так же содействуют развитию инновационного образования. Цель исследования заключается в определении роли и значения цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании. Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач :  рассмотреть определение понятий «цифровой след» и «цифровая тень»;  показать возможности применения цифровых следов и цифровых теней в образовательном процессе современного университета;  определить перспективы использования цифровых следов и цифровых теней в контексте цифровизации образования в высшей школе. Методология исследования. Основными методами являются: анализ и синтез современных исследований по заявленной проблеме; системный и диалектический методы (определены целью и задачами исследования проблемы использования цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании). Активное развитие и проникновение в повседневную жизнь человека цифровых технологий и электронных систем, обусловило появление понятия «цифровой след», которое встречается так же в трактовании «интернет-след», «кибертень», «цифровй отпечаток», «электронный след», «цифровая тень». В широком смысле, цифровой след используется для обозначения способности оцифрованной информации оставлять «отметку» на пути следования от пользователя к пользователю в цифровой среде; отслеживать, получать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=