Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 59 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЦИФРОВОЙ СЛЕД И ЦИФРОВАЯ ТЕНЬ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель статьи заключается в выявлении значения цифрового следа и цифровой тени, в цифровом образовании. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа возможностей и рисков использования «цифровых слепков» в цифровом образовательном процессе, определены их перспективы в контексте цифровизации высшего образования. Показано, что цифровой след и цифровая тень, формирующие цифрового двойника участника образовательного процесса, являются неотъемлемыми атрибутами цифрового образования, которые, с одной стороны, способствуют непрерывному и индивидуализированному обучению. С другой стороны, порождают риски, которые могут негативным образом сказаться как на студентах и преподавателях, так и образовательной организации. Автор делает вывод о том, что перспективы использования цифровых следов и цифровых теней в условиях цифровизации высшего образования неоднозначны, поэтому для успешной реализации их потенциала необходимо уделить особе внимание обеспечению безопасности и защиты персональных данных участников цифрового образовательного процесса и развитию цифрой культуры. Ключевые слова: цифровизация, цифровой след, цифровая тень, цифровой двойник, цифровое образование, цифровая образовательная среда, безопасность, цифровая культура. G. V. Valeeva Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) DIGITAL FOOTPRINT AND DIGITAL SHADOW IN THE CONTEXT OF DIGITAL EDUCATION The purpose of the article is to identify the significance of the digital footprint and digital shadow in digital education. The novelty of the research lies in the fact that based on the analysis of the possibilities and risks of using "digital casts" in the digital educational process, the author identifies their prospects in the context of digitalization of higher education. The article shows that the digital footprint and digital shadow, which form the digital twin of the participant in the educational process, are integral attributes of digital education, which, on the one hand, contribute to continuous and individualized learning. On the other hand, they generate risks that can negatively affect both students and teachers, as well as the educational organization. The author concludes that the prospects for using digital footprints and digital shadows in the context of digitalization of higher education are ambiguous. Therefore, in order to successfully realize their potential, it is necessary to pay special attention to ensuring the security and protection of participants’ personal data in the digital educational process and the development of digital culture. Keywords: digitalization, digital footprint, digital shadow, digital twin, digital education, digital educational environment, security, digital culture. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-59-67 Актуальность исследования . Внедрение и использование цифровых технологий в высшем образовании сегодня выступает как тренд,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=