Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 55 образовании» (руководитель магистратуры – д.ф.н., профессор Мелешко Е.Д.). В рамках этой деятельности магистрантами осуществляются научные исследования в области соотношения морали и права в цифровом образовании (Слобожанин А.В., научный руководитель – д.ф.н., профессор Мелешко Е.Д.), аксиологических рисков цифрового образования, проблемам цифровизации образования в рамках отдельных культур (российской, китайской, японской). Потребность в исследовании правовой и этической регуляции в цифровом контенте связано с тем, что цифровизация экономики предъявляет новые требования к правовому и этическому регулированию в цифровой реальности. ИИ как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач, результаты которых сопоставляются с результатами интеллектуальной деятельности человека, а также те отношения, которые существуют в on-line пространстве являются объектом для рисков в области действий технологии ИИ. В этом плане риски связаны, например, с потерей конфиденциальности, обмана и дезинформации, риск распространения экстремизма, надзор правительства, монополия на сервис от больших корпораций (google, facebook) и т.д. В этом информационном виртуальном потоке рисков пользователь становится беспомощным и безоружным, ведь цифровизация и ИИ, определяют некую новую систему ценностей и, соответственно, способы морального и правового регулирования, что не коррелируется с традиционной системой ценностей. Это происходит, отчасти, потому, что в современной действительности цифровая реальность меняет характер межкоммуникативных отношений. Цифровая реальность рождает новые формы бесконтактного общения с неживым виртуальным объектом (симулякром). В силу этого нравственные и правовые отношения, характерные для традиционной культуры, в данной области лишаются ограничений, ценностные запреты принимают характер видимости неограниченной свободы, что мотивирует к безнаказанным действиям, к представлениям о неограниченной свободе изъявления и т.д. В цифровой реальности возможно «творческое исчезновение человека» (Эпштейн) [1], «цифровое слабоумие», «прогрессирующего духовного и телесного распада, снижения социального статуса, коммуникативного отчуждения, стресса и депрессии», что «снижает качество жизни и ведет к ее сокращению» (А. Шпитцер) [2]. Таким образом, с одной стороны, развитие ИИ с точки зрения многих ученых, создает прецедент исчезновения человека в его физическом теле и духовно-творческом созидании, наступления века машинизации и власти роботов. С другой – использование IT технологий в качестве инструмента – способ развития творческого потенциала человека. Мораль и право в традиционной культуре, основанной на межчеловеческом, а не виртуальном общении, рождающим иллюзорные ценности так называемой «новой этики», представляют собой такие компоненты культурного взаимодействия, которое существует в русле единого ценностного основания (гуманизм, разумность, равенство и справедливость).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=