Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 54 [5] выделены наиболее важные направления развития информационных технологий: цифровые данные, искусственный интеллект, интернет вещей. Обращается внимание на общие и социальные этические последствия цифровизации. Подчеркивается, что магистральное развитие ИТ провоцирует негативные последствия, выражающиеся в: нарушении сохранения персональных данных и приватности; слежки; риска цифровой диктатуры. В социальном плане: доступность технологий для граждан, вопросы трудоустройства и безработицы. Выделяются этические проблемы в тех сферах жизни, которые в значительной степени подлежат цифровой трансформации: образование, полицейская деятельность, медицина, социальная сфера, разработка ИТ-продуктов, городская инфраструктура. Проблемы цифровизации изучаются в научно-исследовательской лаборатории ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Основные направления работы лаборатории исследования в сфере интеграционной парадигмы цифровой этики и искусственного интеллекта в теоретическом (рамочном, ценностном) и прикладном (практическом) компонентах в процессе взаимодействия научно- образовательной и производственной деятельности (НОЦ и ПО). Анализ теоретических проблем цифровой этики и искусственного интеллекта, в их экстраполяции на практику научного и промышленного производства. Разработка инновационного проекта цифровой этики и искусственного интеллекта в научно-исследовательской лаборатории ТГПУ им. Л. Н. Толстого направлена на создание в цифровом пространстве модели этической регуляции, что связано с необходимостью определения и анализа формата правовой регуляции, их соотношения и взаимодополняемости. Данная деятельность лаборатории направлена на решение следующих задач: – выделение и систематизирования этических рисков новых педагогических профессий в цифровом пространстве высшего образования; – апробация аксиологического мониторинга научно образовательного пространства; – определение механизмов трансформации нравственных ценностей в цифровом образовательном пространстве; – формирование банка дилемм и конфликтов, регулируемых правовыми и моральными способами; – осуществление комплекса тренингов выхода из конфликтных ситуаций и моральных дилемм для преподавателей и студентов педагогического вуза; – переработка и уточнение кодекса цифровой этики в образовательном пространстве, с учетом полученных результатов: этических рисков новых педагогических процессов, профессиональных ценностей и моральных дилемм профессии; – анализ практического применения этического кодекса в рамках подготовки специалистов в научно-образовательном пространстве университета. Особую роль в этом играет подготовка магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Цифровая этика в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=