Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 50 замерзших в полете птиц. Авторы подчеркивают, что сегодняшнее искаженное время требует воплощения в вещах, кажущихся знакомыми, а на самом деле оказывающихся иными. Мартин Марджела, основу творчества которого составляет гротескная эстетика, также использует техники, характерные для сюрреализма, гротескного в своей основе. Так, в одной из последних его коллекций представлена шуба, сшитая из двух разнохарактерных шуб по принципу лоскутного шитья, в результате она оказывается снабженной четырьмя рукавами. При любом способе надевания, два рукава остаются лишними. Современный сюрреализм представлен в творчестве дизайнеров Демны Гвасалии, А. Микеле и многих других. Александр МакКуин во многом следовал сюрреалистическим настроениям, каждая его прижизненная коллекция наполнялась глубоким внутренним смыслом, который нуждался в проникновенном понимании сути. Продолжают следовать принципам своей основательницы и дизайнеры модного дома «Скиапарелли», в их коллекциях преобладают образы, навеянные фантазиями и снами. «Современное искусство, опережая социальные науки и социальные преобразования, пытается найти разрешение нашему кризису, и находит его на том единственном пути, который для него открыт, в сфере воображения, предлагая нам образы мира, являющиеся как бы гносеологическими метафорами» [10, с. 8]. Характеристика современного искусства, данная Умберто Эко, в полной мере относится к его сюрреалистическому направлению. Сюрреализм, все творческие устремления которого были направлены на то, чтобы познать и передать миру скрытый смысл бытия, а познав, выйти за пределы границ дозволенного, обрести личную свободу, заложил основы экспериментальной моды. Сюрреалисты, наработавшие в моде множество принципиально новых приемов, подходов, оказали существенное воздействие на художественно-эстетическую культуру ХХ века. В настоящее время вестиментарная мода, следуя за созидательностью сюрреализма, становится своеобразной философской лабораторией, постигающей окружающий мир и раскрывающей потенциальные возможности его художественно-эстетического выражения. Литература 1. Адорно Т. В. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с. 2. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М.: ИД ГЕЛЕОС, 2004. 232 с. 3. Бретон А., Арагон Л. Антология французского сюрреализма. 20-е годы / под ред. С. Исаева, Е. Гальцовой. М.: ГИТИС, 1994. 392 с. 4. Bourdieu P. Haute couture et haute culture // Questions de sociologie. Paris: Editions de Minuit, 1984. P. 196–206. 5. Завадская Е. В. С. Дали. М.: Изобраз. искусство, 1992. 64 с. 6. Зиммель Г. Избранное : в 2 т. Т. 2 : Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. 277 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=