Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 49 многочисленных эпатажных направлений авангардного искусства, как отражающий в наиболее полной мере и ярко выраженной художественной форме всю остроту и масштабность переходного периода культуры от искусства классического к новому, принципиально отличающемуся от традиционного. В нем наметились те основные приемы, средства, методы и принципы арт-мышления, которые стали основополагающими в культуре второй половины прошлого века. Отражение новых подходов к костюму в моде ХХ века. Как и во все времена, в веке ХХ-м «мода является подлинной ареной для таких индивидов, которые внутренне несамостоятельны, нуждаются в опоре, но которые вместе с тем ощущают потребность в отличии, внимании, в особом положении» [6, с. 277]. В переходные периоды усиливается стремление к эксперименту, поиску новых возможностей искусства, то есть, возрастает значение игрового начала, эти тенденции характерны и для моды. В прежних исторических периодах подобное состояние переходной эпохи, акцентирующее парадоксальность в восприятии действительности, вариативность форм трансформирующейся культуры наблюдалось в период романтизма и выразилось в стилевой форме барокко. Необходимо отметить, что влияние искусства и, в частности, сюрреализма имеет место преимущественно в сфере Высокой моды как формирующей концепции. Пьер Бурдьё, одним из первых обращается к проблеме Высокой моды как феномена, и в работе «Высокая мода и высокая культура» [4] поднимает вопросы положения ее в социальной иерархии ценностей, возможности оценивать ее как часть художественной системы, направленной на формирование ценностей. Именно на эту область моды, влияющую на становление вкуса и вкусового доминирования, и оказывают влияние новейшие художественные направления. Модельеры, обращающиеся к сюрреалистическим приемам, преследуют те же цели, что и художники – закладывают в костюм глубокий альтернативный смысл в закодированной форме, распознать который способен далеко не каждый» [7, с. 161-162]. Утвердилось мнение, что как художественная школа и принцип, открывающий принципиально иные горизонты выражения внутреннего мира личности и формирующий новую эстетику, сюрреализм исчерпал себя к концу 1950-х гг. Однако, в контексте следования модельеров за великими художниками, возможно рассматривать творчество Кристобаля Баленсиаги, в моделях которого обтекаемые скульптурные формы ассоциируются с картинами Жана Миро. Неожиданно принципы сюрреализма становятся актуальными через много лет, в 1970-е гг. Дизайнерский дуэт Viktor & Rolf создает коллекции в духе провокационных работ Мориса Дюшана; их оригинальное творчество отличает сочетание высокого мастерства с абстрактной визуальной эстетикой; типично сюрреалистическое решение представлено в коллекции 2022/23 «Сюрреалистические плечи», где модели одеты в костюмы с объемными подплечниками, поднимающими плечи почти до уровня ушей. Ярким примером продолжения сюрреалистических принципов в моде является коллекция Moschino, вдохновленная творчеством Дали и его «Плавящимся часовым механизмом», – эффектные черные шиньоны с шипами напоминают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=