Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 48 знаменитая шляпа-туфля, кажущаяся лишь эпатирующей шуткой, имеет и другой подтекст, воплощающий сюрреалистический принцип соединения несоединимого – разума и эротики. К нему можно отнести и другие творения Скиапарелли: платье-комод с карманами в виде выдвижных ящичков, перчатки с золотыми когтями, украшение-ожерелье, наполненное яркими насекомыми, создающими впечатление ползущих вокруг шеи» [7, с. 161]. Ее лоскутное платье покрыто узором, создающим иллюзию потертости; а печатный рисунок, имитирующий газетный лист с текстом, предвосхитил внедрение в практику моделирования графических приемов поп-арта. Принцип работы модельера – «вырвать» какой-либо предмет из привычного окружения и подать его в другом контексте. Так она создала платье «Скелет», показав на лицевой стороне платья ребра и позвоночный столб. Эффект был создан при помощи подкладки и набивки нужных участков ватой. Для того времени идея была сверхреволюционная, а для последователей в профессии стала своего рода ориентиром эпатажа и ее не единожды процитировали в модном мире. Ирония плюс эротизм – вот лозунг творчества самого оригинального дизайнера костюма первой половины прошлого века. В этом она следовала за учителями- художниками, творившими в сюрреалистическом направлении С. Дали и Р. Магриттом. Так, платье комод ассоциируется с известной картиной С. Дали «Венера Милосская с ящиками», ожерелье с насекомыми, – с муравьями на его «Сюрреалистическом бюсте». С. Дали предстает и в жизни, и в творчестве «как «человек играющий» (Homo Ludens по Й. Хейзинге); игра выступает у него и как некий аналог «игре» стихийных сил, и вместе с тем она привлекает художника конструктивностью» («Искусственностью») [5, с. 11]. «Работы сюрреалистов стимулировали новый взгляд на привычное и восприятие непривычного. Игровой принцип творчества руководил и Э. Скиапарелли, в эпоху постмодернизма «человек играющий» займет ведущую роль, а тогда в тридцатые годы ХХ века модельера называли «шокирующая» Эльза, а Дали- сумасшедшим художником. Сам Дали парадоксально-критическим назовет свой «критический метод, подчеркивая этим определением, что болезненное сознание проверяется трезвым критическим умом» [5, с. 6]. Как художник, остро чувствующий нарастающее безумие мира, С. Дали до предела развивает приоритет иррационального, его сюрреалистические фантазии лишь отражают общие настроения. Для восприятия картин художника, прочтения заложенных автором смыслов, кодов необходимо включение ассоциативности зрительского воображения. Э. Скиапарелли «была первым настоящим модельером от авангарда и пионером стратегии позднего авангарда в моде, а вернее, стратегии деконтекстуализации и реконтекстуализации объектов, смешения «высокого» и «низкого», использования неожиданных цветов и материалов и т. д.» [9, с. 144]. Плодотворное сотрудничество Дали с модельером Скиапарелли послужило дальнейшему взаимопроникновению искусства и моды, «привлечению мира моды к движению сюрреализма» [9, с. 144], которые изменили представление о моде как несущественной части культуры, и способствовали в признании ее самостоятельной формой искусства. Сюрреализм занимает особое место в ряду

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=