Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 47 Использование сююреалистических принципов в создании костюма. Эстетический радикализм вестиментарной моды, которого придерживались сюрреалисты, заключался в алогичности, соединении принципиально несоединимого, предельном обострении парадоксальности, «а ведь именно эта парадоксальность образует жизненный нерв нового искусства» [1, с. 37]. Сюрреалистический эффект базируется на принципе оппозиции: далекие друг от друга в реальности объекты сталкиваются в произведении искусства. Парадоксальность художественного творчества сюрреалистов состоит в том, что для раскрытия глубоких, не лежащих на поверхности смыслов, они как бы «пересоздают» действительный мир, в котором обыденные вещи вступают на территории художественных произведений в непредсказуемые отношения. Разрушая традиционалистский порядок, они заменяют объективную картину мира воображаемыми образами, и не только эстетически, но и самой формой художественного сообщения - гносеологической метафорой, по мнению У. Эко, утверждают «как бы поле вероятности, «двусмысленность» ситуации, способной стимулировать каждый раз новый деятельный и интерпретативный выбор» [10, с. 86]. Успешность воплощения идей сюрреалистов в моделировании одежды обусловлена непосредственным участием в этом процессе знаменитого художника Сальвадора Дали; опираясь на фрейдизм, Дали как личность, захваченная иррациональным порывом, создавал свои парадоксальные произведения соединением существ реальной действительности и созданных его воображением, помещая их, с точки зрения обычной логики, в абсурдные ситуации. Подобный принцип был положен в основу создания костюма. Сюрреализм в моде отличается в подходе, выявляющем скрытое в подсознании, он идет от противоположного: костюм становится защитой человека. Так, в творчестве выдающейся художницы-модельера Э. Скиапарелли костюм смещает акценты с внутреннего состояния, душевных переживаний – на внешнее выражение, все художественные средства – эпатаж, иллюзии и обманки, необычные вышивки, и др. призваны скрыть внутреннюю сущность, закамуфлировать комплексы, спрятать боль. В совместном творчестве С. Дали и Э. Скиапарелли созданы в 1937 г. «Шляпа-туфля», экстравагантные модели «Платье с омаром» и «Платье с вырванными лоскутами». Э. Скиапарелли, обладающая красочным восприятием мира, пониманием красоты, особым видением человека в обществе, стала достойной выразительницей идей своего наставника и соавтора. Но и в произведениях, созданных ею самостоятельно, заметно умение соединять исторические ассоциации с современным миром; ее модели соединяют элегантность и необычность, демонстрируют обладание юмором, развивают идею видимого, «того, чего нет» или что является другим. «Мода для Скиапарелли – театр, перформанс, т.е. форма искусства. Вращаясь в бурном водовороте художественной жизни своего времени, она создала собственное направление в моде, со своими почерком, эстетикой, игрой кодами. Она стала первопроходцем пути, созданного ею самой» [7, с. 161]. «Сюрреализм предоставил эстетическое обоснование, которое оправдывало попытки изменить коннотации одежды и частей тела» [5, с. 140]. «Так,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=