Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 46 мистические видения и т.п. «Если попытаться в самых общих чертах определить глобальный проект сюрреализма, то он заключается в том, чтобы сплавить желание с дискурсом человека, а эрос – с его жизнью…, уничтожить само понятие неподобающего или непристойного, заставить подсознание человека заговорить в полный голос…, поиски правдоподобия в искусстве заменить чудесной игрой воображения, провозгласив его основным движителем человеческого духа» [7, с. 11]. Эстетика нового авангардного направления искусства изложена в «Манифестах сюрреализма» теоретиком и одним из его основателей А. Бретоном. В нем и других программных заявлениях сюрреалисты призывали к освобождению человеческого духа от всех сковывающих его оков: разума, логики, морали, государственности, сциентизма, традиционной эстетики, представляемой ими как «уродливое» порождение буржуазного общества. Открытие глубинных истин бытия возможно, согласно З. Фрейду, лишь в сновидениях, следуя ему, сюрреалисты, считавшие исчерпанным процесс познания, провозглашают главными принципами своего творчества автоматическое письмо и запись сновидений. Сюрреалист, по мнению А. Бретона, должен опираться на веру в высшую реальность, на ассоциативность, разрушить прежние психические механизмы и стремиться к «воссозданию состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием» [3, с. 333]. Возможность привести человека в такое состояние, расковывающее дух, сюрреалисты видели в искусстве, но в искусстве «обретенного царства свободы»; от прежнего провозглашался отказ: «Лучше никакого искусства, чем ложное искусство» [1, с. 47]. Представители этого направления искали пути нового толкования красоты, неожиданно выдвигая в ее качестве гротеск. Корни сюрреализма находятся в дадаизме, разрушительном, нигилистическом, но вектор его развития направлен к созидательности, конструктивности. Провозглашая приоритет парадоксальности, абсурда относительно реальности, художники нового направления используют приемы, раскрепощающие фантазию: декалькоманию, фронтаж, граттаж, коллаж, которые использовались и ранее. В сюрреализме «воссоздается мир обыденный, мир банальных вещей, «предметов», но обретающих внезапно некое новое звучание, обретающих загадочную «сюрреалистическую» сущность» [2, с. 314]. Обращение сюрреализма к миру обыденному и самым маргинальным формам искусства дало возможность освобождения от академических ярлыков и обновления, движения вперед. А. Бретон в «Пролегоменах к третьему манифесту сюрреализма» выразил озабоченность не столько проблемой эксплуатации человека человеком, сколько «проблемой отношений мужчины и женщины» [2, с. 61]. В его мечтах заменить «мужскую систему» общества «женской системой», царством любви и доброты» [2, с. 63]. Следовательно, обращение к сюрреализму модельеров как творцов мужских и женских художественных образов в костюме не случайно. Они использовали эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма, основанный на сознательном применении принципа художественных оппозиций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=