Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 45 of artistic images through epistemological metaphors. Metaphoricalness as a principle of artistic thinking has been highlighted in modern philosophical literature, but the relationship between surrealist metaphor and fashion was not the research subject. The creative duo created a radically new costume by exacerbating paradoxicality, illogic and combining the fundamentally incompatible. The Surrealists' works stimulated a different view of the familiar and perception of the unfamiliar, initiated the playful principle of creativity, which was far ahead of its time and was the forerunner of postmodernism. The results of the study . The author claims that as a result of the influence exerted by surrealism on the development of vestimentary fashion, the attitude towards it has changed. Fashion has received a reason to claim the opportunity to be considered a part of art. The designers continued their creative search in the direction of creating images with a new sensual beginning, combining, at first glance, incompatible things into a single whole, and putting meanings into each image that give rise to reflections. Thus, the principles of fashion are changing, from now on it serves not only utilitarian purposes, but creates images enriched with fundamentally new approaches, open surrealists and expands the possibilities of artistic and aesthetic expression of the meaning inherent in them. Keywords: aesthetics, surrealism, art, avant-garde, unconscious mind, imagination, method, costume, fashion DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-44-51 Актуальность исследования. Мода в жизни общества имеет все возрастающее значение, неизбежно становясь средством обновления мировосприятия, эстетических идеалов и вкуса. В настоящее время огромный интерес к ней обусловлен обострением проблемы идентичности, смещением внимания с коммуникативных свойств моды на ее эстетическую составляющую, которая под влиянием сюрреализма изменила не только язык художественного выражения, но и психологию человека. Теоретические предпосылки возникновения направления сюрреализма в искусстве. Авангардное направление в искусстве сюрреализм, возникшее во Франции как трансформация дадаизма, оказалось наиболее влиятельным явлением, преобразившем искусство, и предоставившем вестиментарной моде новый принцип творчества. Ни одно из направлений искусства не возникает вне связи с философскими воззрениями своего времени. Как одно из сложнейших, сюрреалистическое направление следует рассматривать в связи с большинством философских учений. Теоретическое обоснование возможно найти и в прошлом, обратившись к наследию Гегеля, так, гегелевский вывод о диалектическом синтезе и единстве противоположностей, как считал А. Бретон, является предпосылкой сюрреализма. На сюрреализм повлияли трансцендентальная натурфилософия (Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Соловьев), развитие психологии (З. Фрейд, К. Юнг). Сюрреализм распространил на художественную практику философию интуитивизма, восточные мистико-религиозные и оккультные науки. Расцвету сюрреализма способствовали эскапистские настроения в обществе, напряженно искавшего сущностные истины бытия, отразившиеся в творчестве художников, таких как Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Ив Танги, Андрэ Массон, Ренэ Магритт, Франсис Пикабиа и др., которые опирались в творчестве на опыт бессознательного выражения духа, будь то сновидения или галлюцинации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=