Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 37 искусства от продукта природы – как произведение (opus) от действия (effectus). Правильнее было бы называть искусством лишь созидание посредством свободы, или произвола, полагающего в основу своих действий разум. 2. Искусство как мастерство человека отличают и от науки (умение от знания), как технику от теории (как землемерное искусство от геометрии). И то, что человек может сделать, если только знает, что должно быть сделано, и ему, следовательно, достаточно известно, в чём должно заключаться желаемое действие, не называют искусством. Лишь то, что даже при совершеннейшем знании всё-таки не сразу достигается умением, относится к искусству. 3. Искусство отличается и от ремесла: первое называется свободным, второе может называться и оплачиваемым искусством. Первое рассматривают как нечто такое, что только в качестве игры, то есть занятия, самого по себе приятного, может оказаться (удаться) целесообразным; второе – как работу, то есть как занятие, само по себе неприятное, привлекательное лишь своим результатом (например, оплатой), к которому поэтому нужно принуждать» [11]. Сохраняя многие теоретические подходы и классические методики, современные мастера, создающие инновации опираются также на принципы моды как ценности и как культурно-исторического феномена. Не отбрасывается и романтический концепт красоты как новизны, демонстративности (не существует без зрителя), социокультурной обусловленности (способ авторепрезентации и средство идентификации) и изменчивости культуры. Инновационное творчество обеспечивает свою актуальность обращенностью к игре [5], принципами научной серендипности и сайнс-арта. Перформативность; инновационное мышление автора, сформированное воспитанием и образованием и направленное на целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний элементов, способствуют расширению метакультурного пространства. Также мы писали в своем исследовании, что «тенденция к синтезу – соединение несоединимого, создание принципиально нового продукта, не сводимого к прямому использованию качеств его составных частей, является основным направлением актуального ювелирного искусства, в котором воплощается его смысл – активизировать чувственное восприятие человека, оказывать на него многостороннее эмоциональное воздействие; в сущностном, композиционном и образном единстве факторов формообразования как организации плоскости, времени и пространства, со-масштабности пропорций, композиционном ритме. Синтез разнокультурного является инструментом взаимопроникновения из одного художественного ряда в другой, диффузии и связанного с этим взаимообогащением как образной структуры, так и символическим наполнением произведений способных раскрываться с разных точек зрения: с позиции времени, пространства, социума, этнического, религиозного, создавая эффект эмерджентной ценности» [8]. Актуальными экспериментальными направлениями авторского ювелирного искусства можно считать новую этнику, новую архаику,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=