Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 36 инновация (принципиальное значение в этом случае имеет личность автора, его способность к самореализации на благо общества. На базе инновации формируется канон); и народное – формируется как традиция в рамках канона анонимными творцами и коллективами (этносами, стратами и т. д.), существует вне времени на конкретной территории. Мода же – это сформированная определенной социальной группой потребителей новая эстетическая норма, предписывающая потребление в данный момент времени; механизм группового самоуправления потребительским поведением. Мода носит коммерческий характер, отражает социальную иерархию (статус), существует ограниченное время. Мода формирует ювелирные бренды. Мода «от-кутюр» – имеет узкую (элитарную) аудиторию, обладает высокой художественной ценностью; мода «прет-а-порте» (массовая) – имеет широкую аудиторию, обладает низкой художественной ценностью; мода локального характера – субкультуры (в т.ч. бижутерия и имитации), диффузные и бридж-бренды и др. Рассчитана на конкретный социум (группу, страту). Структурные компоненты инноваций в ювелирном искусстве таковы: технико-технологические (приемы и методы обработки (в том числе современное осмысление традиционных техник); тотальная цифровизация технологических процессов (технологии 3D, AR, VR, NFT, Arduino , ML и др.), в том числе применение искусственного интеллекта, аддитивных технологий, использование цифровых технологий в субтрактивном производстве (механической обработке) и традиционном формообразующем производстве (литье, обработка материалов давлением)), носимая электроника; использование «неювелирных» материалов и практическое применение научных разработок); маркетинговые (в том числе интернет возможности, fitanalytics и e-commerce; психомаркетинг и др.); художественные (формообразование; сайнс-арт; синтез и переход качеств); культурологические (создание новых традиций, опирающихся на этнософию, смарт-онтологию, мультиэлитарность и т.д. [1]). Изучая роль человека-творца, генеративного центра индустрии, и достижение им художественной выразительности в создании ювелирного произведения – художественных инноваций, вспомним слова Аристотеля, утверждавшего, что «выразительность рождается за счет того, что художник не копирует действительность от и до, но привносит в нее нечто свое (мимезис), что позволяет зрителю испытать «радость узнавания», поскольку он живёт в том же самом мире, что и художник» [12]. Осмысление форм природы происходит в направлении анализа биоформ и биоструктур [3]: их морфологии (биомиметики; нано- и квантовых технологий [7], закономерностей тектонического (конструктивно-пластического) и формообразования; особенностей движения и пластики; окраски; пропорций и др.); образности и целостности. Для современного художника-ювелира сохраняют актуальность и размышления И. Канта [6], сопоставлявшего искусство с природой, наукой и ремеслом. Как считает Левченко О. В.: 1. «Искусство отличается от природы, как делание (facere) от деятельности или действования вообще (agere), а продукт или результат

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=