Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 34 Keywords: artistic metal, jewelry art, digital transformation, cultural diffusion, diffusion of innovations, traditional crafts, shaping. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-33-43 Введение . Инновации в российском авторском ювелирном искусстве не поддаются адекватному описанию и анализу, без учета глобальных культурных трансформаций. Обращение к культурологическому подходу позволяет увидеть, что происходящие изменения характеризуются в техническом плане тотальной цифровизации, в социально-коммуникативном плане – всеобщей связанностью, в содержательном плане – глобальными культурными диффузиями. Новые синтезы обеспечивают не только развитие культуры, но и цивилизационную целостность, которая словами С. Хатингтона [18], определяется широким уровнем культурной идентификации личности. Культурные диффузии объединяют, связывают народы и культуры и это без сомнения отражается на современных художественных процессах. «Р. Диксон в книге «Построение культур» определяет диффузию инновации как непрерывный процесс» [15]. Как пишет Наймушина А. А.: «Первичная – изобретение, или открытие, распространяется среди социума изобретателя, оно не остается неизменным и может даже исчезнуть. Вторичная – распространение явления за пределами родного культурного ареала; при этом, каким бы путем инновации не распространялась, она, прежде всего, должна быть оценена социумом нового ареала» [14]. Наймушина А. Н. и Печерских Н. А. в процессе создания ювелирного искусства выделяют пять фаз:  «первая – открытие или создание нового;  вторая (диффузия) – распространение за пределы ареала ее возникновения;  третья – укоренение заимствованной инновации;  четвертая – переосмысление инновации и слияние её с традиционной культурой, образование нового содержания;  пятая фаза – трансформации инновации (переход в другое качество) в соответствии с запросами общества и постепенное превращение в традицию, в канон» [16]. «Информационная и технологическая оснащенность, стимулируя тотальную миграцию смысловых значений и ценностей» [17] сегодня во многом упрощает маршруты диффузий. Эти процессы расширяют палитру современного мастера, который вынужден переосмысливать пути развития ювелирного искусства, через сознательное принятие и отказ. Пространство информационной избыточности на новых основаниях актуализирует обращение ювелиров к традициям, в том числе и тем, которые заложены в материальном и нематериальном культурном наследии русской цивилизации, в ее особенном «культурном коде». В своей статье доктор педагогических наук, профессор Червова А.А. пишет: «Эволюция статуса ювелирных украшений в истории культуры и их роль в межкультурных взаимодействиях», что «ювелирное искусство, с одной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=