Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 28 Второй подход рассматривает государственно-конфессиональные отношения в Беларуси и Грузии как промежуточную модель между светским и религиозным государством. По мнению А. В. Логинова, Беларусь и Грузия представляют собой вариант консенсуальных (договорных) отношений [4, с. 433]. В родовом смысле данная модель представляет собой разновидность кооперационной модели («партнерство особого рода») [4, с. 430], которая противопоставляется сепарационной модели (полное устранение государства из религиозной сферы, т.е. светская модель) [4, с. 421]. Государственно-конфессиональные договоры подразделяются на кодификационные (всеобъемлющее регулирование) и частные (по конкретным вопросам) [4, с. 423]. Вместе с тем, А. В. Логинов не типологизирует государственно-конфессиональные договоры в Беларуси и Грузии, помещая упоминания о них между Польшей и Италией с Испанией [4, с. 433-434]. Налицо фактическое отнесение Беларуси и Грузии к государствам с конкордатной формой государственно-конфессиональных отношений, но при отсутствии данного утверждения в тексте книги. В. Е. Еленский относит Грузию к балканскому типу «государственно- церковных и общественно-церковных отношений» (наряду с Албанией, Болгарией, Румынией и Сербией) [9, с. 303], для которого характерны: – особые привилегии для церкви большинства (фактические или юридические); – в ряде стран группы в тексте конституции упоминаются церкви большинства (к их числу принадлежит и Грузия); – православная церковь как основа национальной идентичности; – ограничения для религиозных меньшинств [9, с. 303-304]. Однако после внесения в 2011 году поправки в Гражданский кодекс Грузия делает уверенный шаг по выходу из данной группы стран [9, с. 305]. Перейдем к сопоставлению эволюции принципов, фундирующих модель государственно-конфессиональных отношений в Беларуси и Грузии (вторая исследовательская задача). В. А. Долин при рассмотрении исходных условий развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси и Грузии признает светский характер исходных моделей (согласно первой редакции конституции двух государств) [3]. Однако светский характер государства при этом фундируется разными принципами (секуляризм в Беларуси и светскость Грузии). После подписания документов о привилегированном положении Православной Церкви («Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» (2003 год) [12] и конституционное соглашение (конкордат) в Грузии (2002 год) [13]) государственно-конфессиональные отношения переходит в инерционную фазу, связанную с расширением привилегий православной церкви. В Беларуси инерционное развитие государственно-конфессиональных отношений продолжается вплоть до настоящего времени. В Грузии в 2011 году предпринята не очень результативная попытка прервать тенденцию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=