Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 11 невозможно без связки герой-предатель. Архетип истории героя и предателя, с которого началось христианство, повторяется у Борхеса в различные времена и на фоне разных декораций – и этот факт является отсылкой к его метафизике – один образ отражает многочисленные копии в разные времена и в разных местах; становится непонятно, что было начальным прообразом, и кто из пары является истинным героем. 3. Этика смерти и парадокс насилия. Парадокс насилия у Борхеса заключается в следующем: насилие – это попытка отрицания смерти, так как основным критерием, оправдывающим насилие, является презрение к смерти. В творчестве Борхеса – насилие, вершимое бандитами, бродягами и гаучо – это проявление особой добродетели мужества, содержание которой заключается в бесстрашии перед смертью. С одной стороны, это мужество отрицает смерть, но, с другой стороны – отрицание смерти и есть отрицание жизни. Презрение к смерти обозначает презрение к жизни и пренебрежение ее ценностями. 4. Этика смерти и парадокс игры. Когда смерть, в мирах Борхеса, превращается в игру, она предстает перед читателем: а) в образе убийцы в центре лабиринта (Минотавр); б) как несчастливый билет лотереи, в которой может выпасть любой жребий (в этом смысле перед смертью равны все, как и перед шансом стать счастливым, несчастным или остаться в том же положении, что и всегда); в) как череда жизненных случайностей (лабиринт), ведущий к случайной смерти (Минотавру); г) как предметы (например, ножи), вступающие в игру друг с другом помимо воли их владельцев; итогом этой игры будет смерть одного из обладателей этих предметов. Связь этических оснований философии смерти у Борхеса с вышеописанными парадоксами раскрывают его мысль, высказанную в упоминаемом в начале статьи интервью: мысль, которая, на первый взгляд, может показаться банальной и простой. Важно внутреннее понимание добра и зла, а правильность этого понимания подтвердят или не подтвердят законы космического порядка. Каждый человек является микромоделью Вселенной, ее отражением, и любое отступление от законов космоса (порядка) приводит к хаосу, к разрушению микрокосма, давая, тем не менее, шанс обрести истинное понимание после смерти. Поэтому именно смерть приобретает в творчестве Борхеса особый этический смысл. Литература 1. Album Romanum : Коллекция переводов Вадима Алексеева. М.: Прометей, 1989. 45 с. 2. Борхес Х. Л. Проза разных лет : сборник. М.: Радуга,1989. 320 с. 3. Борхес Х. Л. Семь вечеров / пер. с исп. В. С. Кулагиной-Ярцевой. СПб.: Амфора, 2000. 202 с. 4. Захаров Ю. Ю. Символика и философская проблематика новеллы Борхеса «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9, ч. 1. С. 72–74.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=