Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 104 Рис. 2. Крестный ход в Курской губернии. И. Е. Репин. 1883 Центральный сюжет картины – описательная сторона события о шествии в религиозный праздник Пасхи, где как полагается «всем миром к Престолу Господнему» [1, с. 222-640]. Мы переведем литературный язык восприятия изобразительного искусства в визуальный, и рассмотрим его методы и приемы, используя изобразительный язык изложения мысли – почему в центре композиции присутствует пустота? Почему персонаж, перекрывающий дорогу мальчику-инвалиду, обращается к нам и указывает на эту пустоту? (рис. 3). Рис. 3. Крестный ход в Курской губернии. И. Е. Репин. 1883 Можно предположить, что данное изобразительное средство предлагает нам особый метод коммуникации [1, с. 222-640] – мы должны войти в эту пустоту, стать участником этого шествия. Таким образом, автор превращает нас из зрителя в активного участника процессии. Здесь важно отметить, что это пространство не ограничивается одним квадратным метром, оно занимает четверть всего полотна, и указывает на то, кто и сколько должно присоединиться к шествию. (рис. 4).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=