Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 96 близко подходит к пониманию данного термина: «Если бы абсолютное оставалось только самим собою, исключая свое другое, то это другое было бы его отрицанием, и, следовательно, оно само не было бы уже абсолютным. Другими словами, если бы оно утверждало себя только как абсолютное, то именно поэтому и не могло бы быть им, ибо тогда его другое, неабсолютное, было бы вне его как его отрицание или граница, следовательно, оно было бы ограниченным, исключительным и несвободным. Таким образом, для того чтобы быть, чем оно есть, оно должно быть противоположным себя самого или единством себя и своего противоположного [11, с. 234]. Также Соловьев близок к Шеллингу в рассмотрении множественности Бога. Здесь Бог предстает универсальным организмом, соединяющий множество элементов. Вслед за критикой теизма немецким философом, Соловьев в теистическом понимании Бога видит два пути: натуралистический пантеизм, объединяющий Бога с имманентным миром или отвергающий Бога вовсе атеизм [3, с. 207]. Выводы. Таким образом можно сделать вывод, что Шеллинг раскрепостил русскую философскую мысль. Попытка Шеллинга осуществить реконструкцию трансцендентальной философии в сторону натурфилософии, философии идентичности и теософии убедительно показывает, что немецкий идеализм в своих основах ищет для себя новые, основания и принципы возрождения мистицизма, нашедшие отклик и в России. Стоит отметить, что идеи немецкого философа не только заимствовались и сопровождались небольшими трансформациями, но и на них базисе развивались собственные концепции. В начале XIX в России формируется шеллингианство, обращающиеся в основном к натурфилософии. Далее в середине XIX века наблюдается упадок интереса к Шеллингу на фоне гегельянства, более рационального воззрения, стремившегося поставить науку на службу религии. На Шеллинга стали меньше ссылать прямым текстом, но в трудах русских философ конца XIX все еще заметно его влияние. Однако интерес уже мыслителей сместился в сторону теодеции. Особенно в этом направлении преуспел Соловьев, построив свою концепция всеединства на основе метафизики Шеллинга. Литература 1. Билан О. А., Юрченко Е. С. Философские идеи Шеллинга в контексте русской философии // Альманах современной науки и образования. 2017. № 6 (119). C. 16–18. 2. Бузина Т. В. Философия свободы Шеллинга и ее влияние на Ф. М. Достоевского: жажда самообожения как источник зла в мире // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2011. № 10. С. 109– 116. 3. Гайденко П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл. Соловьева // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 202–208. 4. Дмитрий Веневитинов. Личность и творчество в контексте русской культуры XIX–XX вв.: Вторые Веневитиновские чтения, 22 октября 2011 г. : сб.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=