Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 92 в тайном кружке, основанном князем В. Ф. Одоевским под названием «Общество любомудрия», основанного в 1823 г., в котором впервые в России главным интересом стала философия, а не литература. Один из участников, A. И. Кошелев, общественный деятель и непосредственный свидетель заседаний кружка Одоевского следующим образом отзывается о деятельности кружка: «Немецкая философия и в особенности творения Шеллинга нас всех так к себе приковывали, что изучение всего остального шло у нас довольно небрежно, и все наше время мы посвящали немецким любомудрам» [6, с. 13]. Также, Одоевский основал вместе с будущим декабристом В. К. Кюхельбекером в 1824 г. журнал-альманах «Мнемозина», ставший печатным органом романтической философии. Основной целью журнала было распространение новых идей, возникших в последнее время в Германии, привлечение внимания русских читателей к предметам, недостаточно известным в России, а также разрушение увлечений французскими теоретиками в русской мысли. В журнале впервые в России были опубликованы материалы по философии: афоризмы различных авторов, в частности, современной немецкой философии, длинный историко- лексический текст Одоевского об элеатах, содержательная статья-введение к Канту, статья Павлова о натурфилософии Шеллинга. Главной заслугой Шеллинга Одоевский считает открытие души человека [8] . Однако, хоть он и сочувствует «живой природе» Шеллинга, выдвигает объясняет разницу между человеком и природой по-своему. Понятие организма у Шеллинга выступает за объединение человека и природы, в то время как у Одоевского человек самобытен и превосходит природу. Но, так или иначе, они оба пытались преодолеть проблему отношения к природе как вещи. Через Фауста, главного героя своего главного произведения «Русские ночи» и выразителя авторских идей, Одоевский передает настроение тех лет: «Это было давно, в самый разгар Шеллинговой философии. Вы не можете себе представить, какое действие она произвела в свое время, какой толчок она дала людям, заснувшим под монотонный напев Локковых рапсодий. В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Коломб в XV: он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания, - его душу!» [9, с. 45]. После роспуска «Общества любомудрия», идеи Шеллинга уже развивались в новом журнале «Московский вестник». Прекращение деятельности ознаменовало и рассеяние группы, вклад которой в очерчивание проблематики, характерной для будущей русской философской мысли, имеет первостепенное значение. Решающее значение в этом отношении имело творчество Д. М. Веневитинова, который наряду с Одоевским, несомненно, наиболее проникнутого шеллингианской философией, которую он поэтически и концептуально излагал во многих своих работах. Натурфилософия открыла в самосознании конечную причину самой природы, принцип, направляющий ее внутреннее развитие: дух, лишенный самосознания в природе, переходит к порождению человека, в продуктах которого он обнаруживает и в конце концов раскрывает свою сущность (тождество сознательной и бессознательной деятельности, субъекта и объекта, которое в истории переживается как борьба и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=