Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 91 История Шеллинга в России начинается не с философа, а с врача – Д. М. Велланского. После посещений лекций Шеллинга в г. Вюрцбурге, куда он отправился для дальнейшего обучения медицине, он опубликовывает в 1805 г. работу «Прелюзия к медицине как основательной науке», которая открыла прием Шеллинга в России и знакомила читателя с его философией [5, с. 59]. Название работы Велланского отсылает к названию журнала, которому Шеллинг посвятил себя в вюрцбургский период, «Jahrbücher der Medicin als Wissenschaft» («Ежегодник научной медицины»), где в статье «Афоризмы к введению в натурфилософию» очерчивает новую систему, в центре которой стоит понятие Всеединства, ставшую философской основой русских шеллингианцев. Вообще натурфилософия открыла в человеке вечный принцип, лежащий в основе не только субъективности, но и всей действительности, т.е. абсолютный субъект-объект (точку абсолютного тождества), предшествующий всякому дуализму, из которого развивается вся совокупность природных процессов, представляя в каждой из своих степеней развития единство духа и материи, субъекта и объекта. Именно это спекулятивное признание глубокого единства, связывающего человека и его внутренние процессы с внешним миром и его природным развитием и есть то, что Велланский нашел в представлениях Шеллинга. Он первый, кто на заре нового века указывает на Шеллинга как на пророческий голос, к которому русские должны прислушаться и которому должны следовать, чтобы начать новый цикл своей культурной истории. Последующие русские мыслители, такие как Одоевский, Чаадаев, Киреевский, станут наследниками этой перспективы, открытой Велланским, но это пророческое вложение примет другие формы, сосредоточившись на том направлении шеллингианской мысли, которое предшествовало тому, на котором остановился молодой доктор. В любом случае, в качестве прочной связи между русскими шеллингианцами разных поколений можно проследить глубокий и неустранимый элемент: требование цельности, (пере)конституирования органического единства знания, а также человека и всего мира. Несомненно, Шеллинг пользовался в России большей популярностью, чем другие философы, именно в силу поэтического характера и одновременно сильного реализма (хотя и метафизического) его натурфилософии, позволявшей глобально трактовать человека, исходя из его изначальных отношений с миром природы, и по этой причине более привлекательной для молодых вкусов русских студентов, чем чисто гносеологическая критика, например, Канта: «…для русских шеллингианцев (как и для большинства немецких) Шеллинг был прежде всего философом, который заложил фундамент новой метафизики, охватывающей и мир природы, и мир духа. Натурфилософия соблазняла их своей «научностью», своим реализмом [7, с. 164]. Но кто же, кроме Велланского, были эти «русские шеллингианцы»? Преподававшие в Московском университете И. И. Давыдов и М. Г. Павлов распространяли натурфилософию Шеллинга, которая благодаря кипучей деятельности юных воспитанников вскоре выплеснулась из университетских аудиторий в мир интеллектуальных кружков. Они собирались
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=