Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 90 Solovyov's system, which had a powerful impact on the subsequent development of the original Russian religious philosophy, is also considered. Keywords: Russian philosophy, Schelling, The Society of Lyubomudriye, natural philosophy, Vellansky, Kireevsky, Solovyov, the concept of absolute. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-3-89-98 Актуальность исследования . Не смотря на сложные отношения с западным миром на современном этапе, Россия все еще остается частью европейской мысли, так как по-настоящему философия в России начала свое восхождение после усвоения трудов немецких классиков, и в особенности Ф. Шеллинга. В то время как в Германии в 1841-1842 гг. совсем молодой Фридрих Энгельс печатал пламенные памфлеты против Шеллинга, в России в это же время П. Я. Чаадаев, знаменитый автор писал письмо самому Шеллингу, сообщая ему об исключительном интересе к новому течению его философии, от торжества которого зависела даже историческая судьба русского народа. Чувства, с которыми смотрели на уже престарелого вундеркинда немецкой философии, не могли быть более различными: На фоне неудачи в Германии, где его запоздалое предложение преодолеть гегелевский идеализм едва не осталось без внимания, а предвкушение первых берлинских лекций вскоре обернулось всеобщим разочарованием, в России разделение негативной и позитивной философии у Шеллинга (восходящее к мюнхенским годам), связанное с критикой рационализма, свойственного западной философии, оказалось невероятно успешным, став фундаментальной концептуальной парадигмой русского философского самосознания. Вышеупомянутое шеллингианское различение, разработанное теоретиком славянофильства Иваном Киреевским, предложило историко-философскую схему, которая была взята в качестве интерпретационной модели для определения идентичности и миссии русского народа, структурировав его «позитивность» в диалектической оппозиции к «негативности» европейской культурной традиции, испорченной рационализмом и материализмом. Целью статьи является проследить развитие идей Ф. Шеллинга среди русских философов XIX века. Стоит отметить, что мысли немецкого классика не просто повторялись, а были адаптированы. В России не находило поддержки стремление поиску абсолютной истины. Русские философы старались раскрыть смысл жизни. С какой целью существуют человек, природа и мир. Для реализации данной необходимо было решить следующие задачи : выявить причины заинтересованности в философии Шеллинга у русских мыслителей; рассмотреть начальный этап адаптации идей Шеллинга: работы Велланского, деятельность кружка «Общество любомудрия», концепцию Веневитинова; проанализировать реакцию русских мыслителей на философское откровение Шеллинга; выделить особенность изучения Шеллига в России во второй половине XIX века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=