Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 89 Д. А. Казаков Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского ОБРАЩЕНИЕ РУССКОЙ МЫСЛИ К ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА В XIX ВЕКЕ Целью статьи является анализ истории восприятия философии Ф. Шеллинга в России в XIX в, с самого начала, через публикацию первой русской работы Д. М. Велланского о философии природы и до концепции всеединства В. Соловьева. Новизна статьи заключается рассмотрении адаптации идей Шеллинга русскими философами и исследователями на протяжении всего его творчества – от натурфилософии до философии откровения. В результате были сделаны выводы, что «Общество любомудрия» было ключевой фигурой зарождения романтической эстетики в России благодаря усвоению шеллинговской философии природы и искусства, принципы которой, примененные к культурной и исторической эволюции России, имели впечатляющие последствия. Создание славянофильской философии истории, а также определение более глубокого русского философского самосознания стали результатом оригинальной разработки шеллинговского различия между негативной и позитивной философией бывшим членом общества И. Киреевским. Также немаловажным стало влияние метафизики Шеллинга на формирование учения Соловьева, оказавшего мощное воздействие на последующее развитие оригинальной русской религиозной философии. Ключевые слова: русская философия, Шеллинг, «Общество любомудрия», натурфилософия, Велланский, Киреевский, Соловьев, идея Абсолюта. D. A. Kazakov Kaluga state university named after K. E. Tsiolkovski THE TURN OF RUSSIAN THOUGHT TO SCHELLING'S PHILOSOPHY IN THE 19 TH CENTURY The aim of the article is to analyze the history of the F. Schelling’s philosophy perception in Russia in the 19 th century, from the very beginning, through the publication of the first Russian work by D. M. Vellansky on the philosophy of nature to the concept of unity by V. Sokolov. The novelty of the article lies in the consideration of the adaptation of Schelling's ideas by Russian philosophers and researchers throughout his work - from natural philosophy to the philosophy of revelation. As a result, the author concludes that the "Society of Lyubomudriye" was a key figure in the birth of romantic aesthetics in Russia through the assimilation of Schelling's philosophy of nature and art, the principles of which, applied to the cultural and historical evolution of Russia, had impressive consequences. The creation of the Slavophilic philosophy of history, as well as the definition of a deeper Russian philosophical self-actualization, resulted from the original development of the Schelling’s distinction between negative and positive philosophy by the former member of the society by I. Kireevsky. The influence of Schelling's metaphysics on the formation of

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=