Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 86 выступает размеренное непрерывное движение, имитирующее равномерное вращение колес. Если вспомнить о приверженности китайских композиторов к музыке импрессионистов и экспрессионистов, в частности к музыке А. Онеггера, то это типичный урбанистический штрих – звукоизображение механистического движения. Этот прием вполне понятен для детского восприятия. В цикле явственно проступают национальные черты музыкального языка: опора на пентатонный звукоряд, ритмичные фигуры триолей, которые нередко присутствуют в китайских песнях, имитация перебирания струн на пипе – одном из древнейших и самых популярных китайских струнно- щипковых инструментов. Поэтому урбанистический эффект подражания езды на разных видах транспорта, который встречается, например, в известном фортепианном цикле «Прогулки» Ф. Пуленка, здесь опосредуется изысканным колоритом имитации китайского народного инструмента и типичной для национальной системы музыкальной выразительности ладотональной сферой. Приведенные примеры программных фортепианных произведений китайских композиторов свидетельствуют об активной и очень успешной адаптации одного из главенствующих европейских инструментов в восточном культурном пространстве, его естественном вхождении в музыкальную жизнь и образование страны. В то же время восприятие европейских основ композиторской техники не означало для композиторов отказа от собственных традиций, а лишь их синтез и активное творческое взаимодействие. Поэтому для понимания образного замысла китайских фортепианных произведений необходимо учитывать те философско-эстетические и фольклорные обычаи, которые составляют основу их программного содержания, ассоциаций и символов, которые в них заложены. Таким образом, собственная композиторская китайская школа начала формироваться лишь в середине ХХ века. При этом, жанрово-стилевые и композиционно-драматургические особенности фортепианных миниатюр современных китайских композиторов (Чу Ван Хуа, Сун Итьена, ГоЧ жихуна, Ту мен Синя) опираются на традиции русской (М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев) и европейской (Ф. Лист, Р. Шуман, К. Дебюсси, Б. Бартока, А. Оннегера) композиторских школ. Литература 1. Баренбойм Л. Размышления о музыкальной педагогике // За полвека: очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989. С. 157–292. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с. 3. Вэй Тиигэ. Китайское фортепианное искусство: теоретическое исследование // Фортепианное искусство. 2001. № 2. С. 35–45. 4. Гончарская Л. Ланг Ланг выступит с Зубипом Метой. URL: http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav:=3,50,7,7,20160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=